Ребенок, как никто другой, желает быть творцом
Веселые существа Веры Войшевой. Выставка 1999 г. Сейчас эти забавные фигурки - в музее им. Кондратюка |
В детском доме творчества имени Гайдара есть уникальный кружок - студия керамики. Искусство лепить из глины сейчас не преподают почти нигде. В моде - иностранный язык, танцы, информатика. Большинство родителей, как и десять-двадцать лет назад, считают своим долгом обучить детей музыке и танцам. При этом наличие желания и способностей считают вовсе не обязательным.
Руководитель студии керамики Ольга Кошкарова говорит, что к искусству лепить из глины у каждого ребенка есть если не талант, то призвание: «Ребенок, как никто другой, желает чувствовать себя творцом, быть хозяином своего мира. Так же, как господь Бог сотворил человека из праха земного, так и ребенок стремится творить любые, возникающие в его фантазии, образы».
Для того чтобы создать керамическую скульптуру, глину сначала нужно «отмучить», то есть освободить от разных примесей, промыть, высушить. Сейчас глину для занятий керамикой покупают. А раньше ребята сами добывали сырье в карьере Мочище. «Карьер давно отработанный. Хорошей глины там практически нет. Много всяких примесей - песка, земли, камней, кирпичных обломков, - вспоминает Ольга Кошкарова, - приходилось руками выбирать хорошие куски, перелопачивая при этом десятки килограммов породы. Тяжелая и грязная работа. Хотя, есть в этом и доля романтики, которая тоже необходима для творчества.» Затем глину месят. Вылепленная скульптура должна простоять две недели, прежде чем ее обожгут в печке. Иначе плохо просохшая глина может потрескаться. Затем работу раскрашивают, глазуруют и снова обжигают в печке.
Подводное царство Носовой Дарьи |
Современные психологи утверждают, что лепка - это не только искусство, но и арт-терапия.
- По тому, как и что ребенок лепит, можно понять его настроение, его характер, - продолжает Ольга Кошкарова. - Например, в начале занятия я говорю: слепи свое настроение. То, что в итоге получается, - сигнал для меня. Если это - какое-то хищное существо с острыми зубами, когтями или абстрактный образ с острыми углами, значит настроение у ребенка негативное, и я должна создать ему ситуацию успеха, которой, вероятно, он был сегодня лишен в школе или дома. В течение занятия я несколько раз предлагаю переделать персонаж-настроение. Если к концу получилось милое, пушистое существо - я сумела психологически перенастроить ребенка с негатива на позитив, не зря потратила силы и время.
По технике выполнения скульптур можно определить склад характера. У экстраверта фигурка будет массивная, обязательно с каким-нибудь выражением лица или морды, которое соответствует настроению автора. У интроверта изображение получится более рафинированным, меньшим по размеру, гладким, округлым, что называется «без эмоций».
Однако основная задача руководителя кружка - развить у детей творческую фантазию, а по окончании трехгодичного курса обучения - дать в руки ремесло.
Для развития творческой фантазии, по мнению Ольги Владимировны, как нельзя лучше подходит народная игрушка: «Технологии изготовления игрушек отточены веками. На Руси существовало несколько школ изготовления народных игрушек - дымковская, филимоновская, торжокская. Самая простая символика - у дымковской игрушки. Самая сложная - филимоновская. Их очень интересно показывать - как через определенную форму, систему символов наши предки выражали свое миропонимание. Получается, что мы не только осваиваем технику, но и изучаем историю. Свою и других народов. Ведь древнее славянское искусство тесно соприкасается с искусством других языческих народов».
На стендах студии скульптуры одной тематики образуют целые галереи. Есть галерея Древней Индии. Здесь представлена мифология этой страны: Древо Жизни, на нем живет змей Юша с человеческой головой. Древо жизни охраняет дракон. Славянская галерея. На ней изображение языческого божества - Сварога и богини Макоши. Распространенный образ в детских работах - птицы с головой женщины. Это персонажи греческой мифологии: Сирин и Алконост.
Почему детям так интересна мифология, культовые образы? Почему именно в глине они воплощают свои фантазии? «Керамика - одно из древнейших искусств. Она появилась тогда же, когда наскальные рисунки, - объясняет Ольга Кошкарова. - Первые эстетические решения человека - изображения идолов. Люди так выражали свое понимание мира. А ведь внутренний мир маленького ребенка в чем-то схож с внутренним миром древних людей. И глина тоже самый земной, самый древний материал. Мы пробовали работать с папье-маше, соленым тестом. Но эти материалы не привлекают детей».
Старшеклассники, занимающиеся у Ольги Кошкаровой, рассматривают студию керамики как подспорье для поступления в архитектурную академию или художественное училище. Конечно, далеко не все воспитанники студии связывают потом свою жизнь с искусством. Но все, кто приходит, берет ведерко с глиной и садится за гончарный круг, чувствуют себя творцами. И это главное, ибо оно дает маленькому человеку возможность почувствовать себя творцом не только глиняных фигурок, но и своего настроения, своего внутреннего мира, своей судьбы. Так считает Ольга Кошкарова. Ради этого она каждый день вращает гончарный круг вместе с маленькими творцами.