Новосибирск 1.4 °C

Кот в зеленую полоску

24.01.2004 00:00:00

Ребенок, как никто другой, желает быть творцом

Веселые существа Веры Войшевой. Выставка 1999 г. Сейчас эти забавные фигурки - в музее им. Кондратюка

 В детском доме творчества имени Гайдара есть уникальный кружок - студия керамики. Искусство лепить из глины сейчас не преподают почти нигде. В моде - иностранный язык, танцы, информатика. Большинство родителей, как и десять-двадцать лет назад, считают своим долгом обучить детей музыке и танцам. При этом наличие желания и способностей считают вовсе не обязательным.

Руководитель студии керамики Ольга Кошкарова говорит, что к искусству лепить из глины у каждого ребенка есть если не талант, то призвание: «Ребенок, как никто другой, желает чувствовать себя творцом, быть хозяином своего мира. Так же, как господь Бог сотворил человека из праха земного, так и ребенок стремится творить любые, возникающие в его фантазии, образы».

Для того чтобы создать керамическую скульптуру, глину сначала нужно «отмучить», то есть освободить от разных примесей, промыть, высушить. Сейчас глину для занятий керамикой покупают. А раньше ребята сами добывали сырье в карьере Мочище. «Карьер давно отработанный. Хорошей глины там практически нет. Много всяких примесей - песка, земли, камней, кирпичных обломков, - вспоминает Ольга Кошкарова, - приходилось руками выбирать хорошие куски, перелопачивая при этом десятки килограммов породы. Тяжелая и грязная работа. Хотя, есть в этом и доля романтики, которая тоже необходима для творчества.» Затем глину месят. Вылепленная скульптура должна простоять две недели, прежде чем ее обожгут в печке. Иначе плохо просохшая глина может потрескаться. Затем работу раскрашивают, глазуруют и снова обжигают в печке.

Подводное царство Носовой Дарьи
 На стеллажах студии куклы, звери, культовые скульптуры различных религий, совершенно немыслимые фантастические существа. Вот, например, работа пятилетнего мальчика, который изобразил себя верхом на Змее Горыныче. Другой пятилетний мальчик выразил свою фантазию, слепив конусообразного кота в зеленую полоску.

Современные психологи утверждают, что лепка - это не только искусство, но и арт-терапия.

- По тому, как и что ребенок лепит, можно понять его настроение, его характер, - продолжает Ольга Кошкарова. - Например, в начале занятия я говорю: слепи свое настроение. То, что в итоге получается, - сигнал для меня. Если это - какое-то хищное существо с острыми зубами, когтями или абстрактный образ с острыми углами, значит настроение у ребенка негативное, и я должна создать ему ситуацию успеха, которой, вероятно, он был сегодня лишен в школе или дома. В течение занятия я несколько раз предлагаю переделать персонаж-настроение. Если к концу получилось милое, пушистое существо - я сумела психологически перенастроить ребенка с негатива на позитив, не зря потратила силы и время.

По технике выполнения скульптур можно определить склад характера. У экстраверта фигурка будет массивная, обязательно с каким-нибудь выражением лица или морды, которое соответствует настроению автора. У интроверта изображение получится более рафинированным, меньшим по размеру, гладким, округлым, что называется «без эмоций».

Однако основная задача руководителя кружка - развить у детей творческую фантазию, а по окончании трехгодичного курса обучения - дать в руки ремесло.

Для развития творческой фантазии, по мнению Ольги Владимировны, как нельзя лучше подходит народная игрушка: «Технологии изготовления игрушек отточены веками. На Руси существовало несколько школ изготовления народных игрушек - дымковская, филимоновская, торжокская. Самая простая символика - у дымковской игрушки. Самая сложная - филимоновская. Их очень интересно показывать - как через определенную форму, систему символов наши предки выражали свое миропонимание. Получается, что мы не только осваиваем технику, но и изучаем историю. Свою и других народов. Ведь древнее славянское искусство тесно соприкасается с искусством других языческих народов».

На стендах студии скульптуры одной тематики образуют целые галереи. Есть галерея Древней Индии. Здесь представлена мифология этой страны: Древо Жизни, на нем живет змей Юша с человеческой головой. Древо жизни охраняет дракон. Славянская галерея. На ней изображение языческого божества - Сварога и богини Макоши. Распространенный образ в детских работах - птицы с головой женщины. Это персонажи греческой мифологии: Сирин и Алконост.

Почему детям так интересна мифология, культовые образы? Почему именно в глине они воплощают свои фантазии? «Керамика - одно из древнейших искусств. Она появилась тогда же, когда наскальные рисунки, - объясняет Ольга Кошкарова. - Первые эстетические решения человека - изображения идолов. Люди так выражали свое понимание мира. А ведь внутренний мир маленького ребенка в чем-то схож с внутренним миром древних людей. И глина тоже самый земной, самый древний материал. Мы пробовали работать с папье-маше, соленым тестом. Но эти материалы не привлекают детей».

Старшеклассники, занимающиеся у Ольги Кошкаровой, рассматривают студию керамики как подспорье для поступления в архитектурную академию или художественное училище. Конечно, далеко не все воспитанники студии связывают потом свою жизнь с искусством. Но все, кто приходит, берет ведерко с глиной и садится за гончарный круг, чувствуют себя творцами. И это главное, ибо оно дает маленькому человеку возможность почувствовать себя творцом не только глиняных фигурок, но и своего настроения, своего внутреннего мира, своей судьбы. Так считает Ольга Кошкарова. Ради этого она каждый день вращает гончарный круг вместе с маленькими творцами.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: