Новосибирск 9 °C

Тайна дворцовых переворотов по Анатолию Суханову, или Как не надо писать «шпионские романы»

21.02.2004 00:00:00

Только что издано

Суханов А. «Кремлевский переворот, или Мир без русских». Новосибирск, 2003 г.

 Всех авторов детективного жанра можно условно разделить на две категории - тех, что пришли в литературу из «органов», и всех остальных. Первые сильны в конкретике, а вторые, напротив, дабы не промахнуться в точности деталей, предпочитают талантливо обходить малознакомую им территорию и сосредотачиваются преимущественно на частных сыскных агентствах, домохозяйках с талантом детективов или любопытных старушках типа мисс Марпл или Джессики Флетчер.

Недостаток книги, о которой идет речь, в том, что ее автор, относясь к числу вторых, писать самонадеянно пытается по законам игры первых. Речь в «Кремлевском перевороте...» идет ни больше ни меньше как о «политической борьбе в верхах за власть с помощью ЦРУ, которая привела к распаду СССР, хаосу и неразберихе в экономике, разграблению России и массовому вымиранию русского народа» (именно так указано в предисловии). Заявка, как говорится, «неслабая», ко многому обязывающая, и за автора, которому «за державу обидно», отрадно. Среди героев этого «шпионского романа» - Андропов, Черненко, Горбачев (Горбин), Ельцин (Вельцин) и проч. Знакомые и не последние, как говорится, в государстве лица, и потому любая «приблизительность» может стать для автора роковой.

О точности деталей
и об оплошности первого чекиста...

 Итак, последние месяцы правления Брежнева...

На горизонте маячат фигуры Черненко и Андропова, но спецслужбы США сделали ставку на Михаила Сергеевича Горбина, пока амбициозного первого секретаря Ставропольского крайкома партии, его должно вырастить до первого человека Кремля и использовать в роли Герострата, заставив раздробить и уничтожить могущественную страну.

Задача агента спецслужб -- понравиться Горбину, «проявив все свое искусство обольщения», через него войти в доверие к Андропову. По легенде -- он спецкор газеты «Правда». И на недоверчивый прищур первого чекиста: «Что-то я не знаю таких журналистов», агент, не моргнув глазом, отвечает: «Я работаю в отделе писем, пишу под псевдонимом» В титрах книги, кстати, указано, что автор - член Союза журналистов, тогда он тем более должен знать, какой жесткой проверке подвергались журналисты, имеющие «доступ к телу» персон типа Андропова... И поэтому «журналист отдела писем, пишущий под псевдонимом», столь легко усыпивший доверие первого чекиста, - это нонсенс, и даже для столь непритязательного к достоверности жанра, как шпионский роман, - уж слишком.

Дальше больше. Агент все же добивается успеха в «искусстве» обольщения» и получает приглашение на «царскую охоту». Прогулки на природе и беседы у костра заканчиваются тем, что (цитирую): «Гости постепенно разомлели и стали заниматься своими делами, а Андропов с Горбиным остались наедине. Я незаметно подсел к ним... и услышал их неторопливый сокровенный разговор» (!). Так, «незаметно подсев» к первому чекисту страны, он и выведал страшную государственную тайну.

На эти просчеты, пожалуй, даже можно было бы закрыть глаза (никто же не ищет в шпионском чтиве литературного шедевра), будь автор, например, силен в чем-то другом. Умей он создавать колоритные характеры, располагай он закрытой информацией о заявленном историческом периоде или обладай он, на худой конец, талантом неожиданной трактовки общеизвестных фактов... В последнем, как известно, преуспел Фридрих Незнанский, работающий в том же жанре «фактшейн», в котором пытается работать и Суханов. Но за плечами Незнанского -- юридический институт, прокуратура, членство в коллегии адвокатов и «прочая», и в известном чутье на политическую ситуацию и даре прогнозиста ему не откажешь. Что же касается автора «Кремлевского переворота...», то единственный его источник информации - газетные публикации, его трактовки фактов достаточно банальны и не выходят за рамки «кухонных разговоров», а характеры... это в его сочинении и вовсе «слабое звено».

О характерах и «ослепительном стане»

 Личности - это, пожалуй, самое интересное, что в отечественной истории всегда было и есть. Тогда, казалось бы, что проще! Бери и живописуй словом - материал благодатный, развернуться есть где. Ан нет. В «Кремлевском перевороте...» опять же дело не идет дальше деклараций общего характера и описаний общеизвестных черт. Горбин - демагог и подкаблучник. Вельцин - деспот, пьяница и герой пикантных анекдотов Если говорить о «пикантных анекдотах», то любовная линия в книге не выдерживает никакой критики.

...«Она побежала к нему навстречу, и тут у них произошел первый поцелуй», или «Вельцин провожал жадными глазами ее ослепительный стан и спортивную походку» - комментарии, как говорится, излишни.

***

Мы, пожалуй, не стали бы столь подробно останавливаться на отдельно взятой слабо написанной брошюре, если бы низкое качество продукции не было бы достаточно частой бедой изданий, выпущенных за свой счет (названия издательства мы в титрах книги не нашли). За свои деньги можно, как говорится, все что угодно. И отсутствие элементарной редактуры, увы, делает «литературный продукт» оставляющим желать... И портит литературный вкус.

Свои книги Анатолий Суханов пишет с завидной регулярностью. Его предшествующее сочинение «Наркота» увидело свет не так давно, в конце прошлого года. Речь там шла о наркобаронах, коррумпированных сотрудниках правоохранительных органов, коварстве путан и «прочая». Говорить о точности деталей тоже не приходилось...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: