Новосибирский малый бизнес:
движение от «золотых цепей» к современному
бизнес-планированию
Новая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области» на 2004-2008 годы была принята облсоветом на 24-й сессии. О ее отличиях от старой программы и о будущем малого бизнеса рассказали журналистам Сергей Семка, начальник Главного управления промышленности обладминистрации, и Елена Пилипенко, директор областного фонда поддержки малого предпринимательства.
Что было
- Большая часть денег пошла на кредитование малого бизнеса. - говорит Елена Пилипенко. - Причем суммы фигурировали самые разные - от 30 тысяч до двух с половиной миллионов рублей. Когда-то мы помогали совсем «маленьким» «Ростик'су», «Нью-Йорк пицце», «Сузунским деликатесам». Сегодня это очень солидные и известные компании. Один из самых интересных наших проектов - Центр реабилитации людей, потерявших ноги и больных параличом. Он находится в Бердске и является единственный в стране!
Всего в результате осуществления программы около 13 тысяч предпринимателей получили ту или иную поддержку. В общем областном объеме валовой выручки удалось увеличить долю поступления от предприятий малого бизнеса до 25% (в 2000-м было 18%), а долю налоговых поступлений - до 19% (в 2000-м было 13%).
Что будет
Если раньше в Новосибирске был торговый бум, то сейчас - строительный. Естественно, дома возводят крупные компании. Малый же бизнес остается «на подхвате» - производить стройматериалы, заниматься отделкой помещений. Так же бурно, как и раньше, развивается сфера бытовых услуг.
- Предприниматели, работающие в этой области, могут рассчитывать на нашу поддержку, - обещает Елена Пилипенко. -Так же как и те, кто внедряет в производство инновационные разработки. Планируем поддерживать молодых бизнесменов. Недавно, например, к нам обратились ребята, предлагающие свою программу обустройства дворов. Обязательно проведем конкурс «Лидер молодежного бизнеса Новосибирской области». Раньше программа была направлена, в основном, на городские предприятия, теперь - больше на область».
- Поскольку перед областью поставлена задача ежегодно увеличивать «производительность» на 10%, в рамках программы мы постараемся сохранить долю малого предпринимательства, сделать так, чтобы оно росло наравне с промышленностью и сельским хозяйством, - подчеркнул Сергей Семка. - Для этого выделяется 125 миллионов рублей. Часть этих средств - из областного бюджета, остальное - доходы от процентов по кредитам и деньги федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Постепенно мы будем переходить от кредитования малого бизнеса к субсидированию процентной ставки. То есть предприниматель будет брать кредит в банке и рассчитываться по нему самостоятельно, а мы поможем ему погасить часть процентов за пользование привлеченными средствами. Кроме того, мы намерены способствовать выводу малого предпринимательства из теневого бизнеса.
Кто получит кредит?
Самый злободневный вопрос - кто сможет рассчитывать на поддержку Областного фонда. Здесь, по мнению Сергея Семки и Елены Пилипенко, есть из кого выбирать.
Например, пока «не интересные» банкам индивидуальные предприниматели. Или те, кто попутно с созданием собственного бизнеса пытается решать социальные проблемы.
Более подробно от этом рассказала Елена Пилипенко: «Предприниматель подает заявку. Если он живет в области, фонд рассматривает ее вместе с администрацией района. Учитывается, сколько у него занято людей, имеет ли его проект социальную значимость. Недавно, например, за поддержкой к нам обратился бизнесмен из Краснозерского района. Он не только работает на себя, но и помогает содержать социальный приют. Естественно, его шансы на получение кредита велики. Кроме того, очень важно, сколько получают люди, работающие у предпринимателя. В Новосибирске - минимум 1,5, для жителей других городов - 1,1, а для сельчан - 0,5 среднеобластной зарплаты.
- При принятии решения мы проводим обязательную экспертизу бизнес-плана. Ведь он должен быть у каждого, - добавил Сергей Семка. - Причем бизнес-план на всю жизнь! Только так можно чего-то добиться.
Еще одно направление программы - изменение имиджа предпринимателя. Малиновые пиджаки и золотые цепи толщиной в палец остались в народной памяти только строчками анекдотов. Но до европейского восприятия бизнес-культуры нам еще далеко. Деловая этика, искусство ведения переговоров, грамотное планирование - всему этому отечественные предприниматели только начинают учиться. И здесь начинающим помогут средства областной государственной программы.