В Новосибирске состоялась премьера скандального фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»
Хотя, на мой взгляд, для русского человека такая «забота» излишня. Ведь фильм сюжетно повторяет Евангелие от Матфея, а почти все диалоги цитируются по Евангелию от Иоанна, и только слова Ирода по Евангелию от Луки (вот еще одна польза от картины - побуждает еще раз обратиться к Евангелиям). Или же перечесть Булгакова. Если эти книги вам не осилить, можно просто пересмотреть-переслушать рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда».
Сюжет пересказывать смысла нет, скажу лишь, что фильм начинается с моления в Гефсиманском саду. ...Все уже было. И исцеление болящих, и сорокадневное искушение, и Нагорная проповедь. Оставалось только несколько часов жизни Христа. Земной жизни. Впереди бичевание, осмеяние, Голгофа и смерть. И - воскресение.
В картину добавлено несколько апокрифических сюжетов. Например, отпечатывание лика на полотне, которое дала Христу утереться одна из женщин по пути на Голгофу. Или видение диавола перед смертью - некоего андрогина. Его играет женщина с выбритыми бровями (Розалинда Челентано), а озвучивает мужчина. Или землетрясение, случившееся после того, как Иисус испустил дух.
Отдельно хотелось бы отметить работу оператора, стилизовавшего кадры под фрески Караваджо, и костюмеров, вручную сшивших все костюмы в коричневых и песочных тонах.
За два месяца проката по миру фильм успел обрасти слухами и домыслами, а режиссера даже обвиняли в клевете, пропаганде жестокости и антисемитизме. А уж после того, как в премьерный день на одном из первых сеансов в зале умерла от сердечного приступа зрительница, стали раздаваться призывы запретить или значительно ограничить прокат картины в Америке. Знали бы они, что во время съемок исполнителя роли Христа Джеймса Кевизела ударило молнией, а ассистента режиссера - так и два раза!
Вскоре страсти по «Страстям» улеглись. После того, как в прессе появились сообщения о том, что Папа Римский после просмотра сказал: «Все в точности, как и было». Но через месяц официальный Ватикан опроверг эту информацию, и началась вторая волна выступлений и протестов.
Американские критики набросились на режиссера - почему он не осудил Пилата, а сделал его чуть ли не трагической фигурой? Мол, получается, что во всем опять виноваты иудеи? К ним присоединились и российские правозащитники, и сейчас обсуждается возможность подачи искового заявления в суд. «Судить» собираются не только режиссера, но и российских кинопрокатчиков. И опять в заявлениях звучит: «Данный фильм разжигает национальную рознь и культивирует ксенофобские мифы о виновности всего еврейского народа в распятии Христа». Видимо, канонические тексты Евангелий (или Булгаков) правозащитникам оказались все же не по силам. Режиссер, наверное, предвидел эти вопросы, и в сцене распятия в кадре зритель увидит не руки стражника, а руки Мэла Гибсона, показывающие, как правильно надо приколачивать гвозди при распятии.
Что же касается обвинений в жестокости и смаковании сцен насилия, так и актерам досталось не по-киношному. У исполнителя роли Христа по-прежнему ноет вывихнутое во время съемок распятия запястье, после сцены бичевания остался 30-сантиметровый шрам, а от долгого несения настоящего 70-килограммового креста болят плечи.
И сделаны эти сцены так натуралистично и жестоко - именно так, а не иначе - лишь для того, чтобы, как всегда, через муки физические очистилась душа. Пусть не личные муки, пусть только на экране, пусть было это почти две тысячи лет назад... Ибо сказано: «Я пришел не судить мир, но спасти мир».