Новосибирск 1.4 °C

«Иосиф Сталин» и другие

08.05.2004 00:00:00

Тяжелый танк «ИС»«Иосиф Сталин»
 Здесь юнкерс мирно соседствует с Яком и «Спитфайером», прославленная «тридцатьчетверка» - с истребителем «тигров» и «пантер» - тяжелым танком «ИС» («Иосиф Сталин»), а немецкому фельдфебелю рукой подать до наших танкистов и чуть-чуть «ходу» до трудяги всех последних военных конфликтов - вертолета Ми-8 МТ. Всех их примирило время, масштаб и мастерство макетчиков из клуба историко-технического стендового моделизма, работающего в Дзержинском Доме молодежи. Его название - «1:72» - от популярного некогда масштаба моделей - тоже примета времени. В прошлом году клубу исполнилось двадцать лет.

Согласитесь, не много в городе найдется объединений с таким возрастом. Да еще таких «странных» людей. Народ сейчас больше занимается чем посущественней - кто на даче продукт на зиму выращивает, кто приближает интерьеры собственной квартиры к образцам из глянцевых журналов. Похвастаться перед гостями макетом парусника за сотню баксов - еще понятно. А вот корпеть над книжками и чертежами, чтобы сделать модель самолета, который по неясным причинам так и не пошел в широкое производство, - это поймет только такой же моделист.

«Козлик» фронтовых дорог ГАЗ-67
 Впрочем, двадцать лет - только официальный возраст клуба. До этого «увязшие» в моделизме тусовались на знакомых «лавочках», в основном в Березовой роще. Все знали друг друга. Модели были в жутком дефиците, поэтому шел интенсивный обмен. Наиболее предприимчивые переписывались с моделистами из Польши, Чехословакии, других соцстран, получали посылки оттуда. Как вспоминает руководитель клуба Валерий Сердюк, «веселое было время».

Так это делается
 - Для настоящего моделиста любая магазинная модель - только заготовка. Когда начинаешь промерять, как правило, выясняется: там несколько миллиметров лишних, здесь - не хватает. А раз мы занимаемся техникой, должны добиться полной достоверности. Поэтому любая модель начинается с изучения чертежей, фотографий. Материал собирается по максимуму. Библиотека, видео, интернет - информации сейчас довольно. Но чтобы чертеж перенести в объем, порой надо не один день посидеть.

Дилетанту вроде меня совершенно не понять, зачем, например, из идеальной, на мой взгляд, магазинной модели вынимать фигурку летчика, чтобы потом корпеть над каким-то хитрым литьем. И все для того, чтобы сделать кресло пилота на миллиметр ниже. С катапультой оно, мол, таким и должно быть. Если в настоящем танке Т-26 1100 заклепок, значит столько же должно быть и в его уменьшенной в 35 раз (!) копии. Как делаются заклепки, в жизни не догадаетесь - с помощью медицинской иглы. Вообще, по части ухищрений наших моделистов никому не переплюнуть. Глядя на деревце, которое, кажется, шумит листвой, я не удержалась: «А как это сделано?» Для макетчиков такой вопрос - лучший комплимент. Помучив меня для порядка, мне в конце концов приоткрыли секрет. Оказывается, листва на деревце сделана из... метелок конского щавеля. Его крошечные семена превратились в листву счетом в... 35 тысяч штук. Это ж какое терпение надо иметь!

Бомбардировщик Ил-4
 Дистанция между асами и новичками здесь, конечно, есть, но есть и главное - школа. Чем, как говорят, наши моделисты отличаются от московских и питерских клубов. Там секреты имеют твердую цену в буквальном смысле. Хочешь, чтобы тебе рассказали, как делать, плати деньги. Наши не только бескорыстно делятся своими находками с коллегами по клубу, но еще и восьмой год издают свой журнал «Стенд-мастер». Кстати сказать, из сорока журналов о моделизме, издаваемых в России, наш был первым, от корки до корки посвященным именно технологии изготовления моделей. Начинали издание при спонсорстве фирмы «Мастер», для которой журнал был хорошей рекламой. Теперь «Стенд-мастер» в свободном плавании. Денег от продажи, говорит Сердюк, хватает только покрыть расходы, но бросить нельзя.

КВ-1 образца 1942 года
 За двадцать лет своей истории клуб накопил столько моделей, что впору уже открывать музей. На выставках, проходящих с завидным постоянством, ребятня - главные их посетители, только что не стонут от восторга. Тут тебе знаменитые эсминцы и броненосцы, техника Великой Отечественной, «боинги» последних моделей, и чкаловский Су-34 - что называется, на любой вкус. Около военных миниатюр, как правило, толпа. Еще бы, фигурки людей, животных, модели техники объединены в целый сюжет! Для моделистов и макетчиков это - коллективный труд и сравнительно новое поле деятельности. Чтобы выполнить такую миниатюру, макетчикам, кроме техники, приходится заниматься еще и почвоведением, изучением природно-климатических зон, азами архитектуры, строительства.

А началось все с шутки. Первые миниатюры, вспоминают в клубе, сюжетов были самых залихватских - наш танк, разворотив штакетник, наезжает на сортир, а оттуда, подхватив штаны, выскакивает фриц. Или машина наезжает на бочку со спиртом, а солдаты, остолбенев, лицезреют разлившееся богатство. Авторы, надо полагать, с годами посерьезнели, набрались мастерства, но последние миниатюры наполнены уже иным духом.

«Отступление». (Масштаб 1:35)
 «Отступление»... Запряженная парой лошадей, повозка тянет пушку, усталые, запыленные фигурки бойцов, раненый с перевязанной рукой, оглянувшийся назад пожилой солдат - то ли прислушивающийся к грохоту приближающейся канонады, то ли вглядывающийся в оставляемые места... Чтобы сделать такое, нужно быть еще и художником. Вся соль в настроении. Чтобы его ухватить, макетчикам приходится попотеть. Кроме технической литературы подшивки «Огоньков» военной поры и видеокассеты с лучшими фильмами о Великой Отечественной в клубном архиве совсем не случайны.

Когда делали диораму о неизвестной многим «Встрече в окрестностях Бреста 23 сентября 1939 года», перевернули массу литературы. Надо было выяснить, какие танки, какой модификации участвовали в Брестском «параде» войск вермахта и Красной Армии.

Фрагмент миниатюры «Встреча в окрестностях Бреста 23 сентября 1939 года». (Масштаб 1:35)
 - А самое главное - хотелось узнать, кто из наших военачальников жал руку Гудериану - в миниатюре это центральная группа. Кинулись в библиотеку - пусто, это событие вообще вымарано из истории. Пришлось делать некоего абстрактного офицера, - говорит Сердюк. - Сегодня можно брать любой день, любой час войны - все будет интересно. Другое дело, что многое и сейчас остается неизвестным, в том числе о событиях и личностях, о которых, кажется, известно все. Даже о самом результативном летчике Великой Отечественной - трижды Герое Советского Союза Александре Ивановиче Покрышкине. По официальной версии, на его счету 59 сбитых фашистских самолетов. А по книге Покрышкина, у него было 116 попаданий - с учетом подбитых и уничтоженных на земле. Надо поднимать немецкие архивы, смотреть потери по местам и дням боев. Когда руки многое начинают делать автоматически, включается голова. И вопросов оказывается больше, чем ответов. Например, почему в 1942 году был прекращен выпуск самолетов Ту-2? Фронт заливало кровью, но эти отличные машины, прекрасно зарекомендовавшие себя в боях, вдруг снимают с производства. То же самое со штурмовиками Су-6. Слабые моторы? Не вариант. Сплошные белые пятна...

Речи чиновников из наробраза, грудью стоявших в свое время против исторического моделизма, поскольку, мол, статичная «игрушка» не развивает и никуда не влечет, сегодня кажутся смешными. Вместо тех запретов сегодня порой звучат другие, более осторожные. Современная техника - пожалуйста, мирная - еще лучше. Но не слишком ли много вы о войне? Не пахнет ли тут милитаризмом? Сердюк на это обычно говорит: «Мы гораздо большие пацифисты. Хотя бы потому, что знаем войне цену».

Модели военной техники можно увидеть на выставке, открывшейся к Дню Победы в краеведческом музее.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: