Новосибирск 10.3 °C

Городской автобус

08.05.2004 00:00:00

 Сегодня мы продолжаем тему, начатую публикацией нашего читателя «Как пассажиру «приручить» городской автобус» в субботнем выпуске «ВН» 17 апреля. Надеемся, что к разговору подключатся те, для кого наши рубли за проезд - прибыль и оборотные средства. Действительно ли сегодняшняя ситуация на пассажирском транспорте выгодна «частнику» и только ему одному?

ВОДИТЕЛЬ

Рассказ Алексея, который не соблюдает правила
и нехило зарабатывает

 Сразу после срочной службы в армии он вернулся в родной Новосибирск, устроился на маршрутное такси. Женился, родился сын. Денег на содержание семьи уже не хватало, да еще приходилось снимать квартиру, вот и стал он водителем коммерческого ПАЗа.

- Жить можно, - рассказывает Алексей. - Ежедневная смена - с семи утра до десяти вечера. План - полторы тысячи рублей. Практически всегда удается собрать эти деньги часам к пяти-шести вечера. После работаем с кондуктором «на карман». Можно, конечно, и до 12 ночи кататься, но тяжело физически. Получается, приношу домой со смены где-то 300-400 рублей, а часто и поболе. Официальная зарплата? Копейки, даже говорить стыдно...

Всякое в работе бывает. Мой маршрут, например, на больших участках дублируют еще два. Машин много. Всем надо скорее набрать план. Приходится «пролетать» остановки, если нет желающих выйти, или прибавить кое-где скорости. Разборки с водителями бывают не только на конечных остановках и не только с чужими, но и со «своими». Выбился, мол, из графика, поторопился, «наступил на пятки» товарищу. Или, бывает, наоборот, опоздаешь, и тебе «наступили»... Но самое противное, когда напарник загуляет после смены и не приходит утром сдавать машину. Да, она заправлена, на вид вроде бы все в порядке, но кто ее знает, - что с движком, с тормозами, с дверями. Телефона у напарника нет, не спросишь. И получается, что выходишь на маршрут «вслепую». Потом тот приходит, смеется и говорит: «Леха, если бы было что-то серьезное, неужели я бы не сообщил». А я, говорю, как на иголках всю смену отъездил...

Я склонен верить Лешке Моисееву, поскольку общался с другими водителями, и те раскрывали куда более интересные детали своей работы. О том, например, как ночью автобусы становятся такси, гостиницами, казино или публичными домами. О том, насколько близко знакомы они с медиками, которые иногда измеряют давление перед сменой.

Жить, короче, можно. Они тоже не жалуются.

ДЕПУТАТ

Опасная конкуренция

 Александр Тарков, председатель постоянной комиссии по проблемам городского хозяйства:

- Регулярно езжу на коммерческих автобусах, особенно часто в сторону Троллейного, Затона, Перевалки. Остановки не объявляют - это уж как заведено, билет в руки кондукторы не выдают, людей набивают под завязку, в салоне орет похабная музыка, расклеены откровенные фотографии, а рядом малые дети. Картину можно дополнить, если вспомнить про липкие поручни, пыль и грязь в салоне, хамство и грубость кондукторов, их неопрятный, бомжеватый вид. Красочно получается, не правда ли? Такова наша повседневная действительность. И так, насколько я знаю, происходит повсеместно. На комиссии представители ТОСов, депутаты постоянно поднимают эти вопросы, но положение не меняется. Складывается впечатление, что муниципальным властям только то и важно, чтобы индивидуалы-предприниматели платили налоги, остальное их не волнует.

Главная же проблема в том, что количество коммерческих автобусов достигло всех разумных пределов. Порой к остановке и ее окрестностям «причаливают» до десяти автобусов! Ошалевшие граждане вынуждены метаться по тротуару, чтобы увидеть номер маршрута и успеть заскочить в автобус. Многие коммерческие маршруты дублируют муниципальные и линию метро. Это порождает километровые пробки на автомагистралях, нездоровую и, прямо скажем, опасную конкуренцию среди водителей, от которой в первую очередь страдают пассажиры. Хозяева коммерческого транспорта доходят даже до такой наглости, что не вывешивают информацию об имеющихся льготах в их автобусах. А зачем? Набрали больше баллов за обещание возить ветеранов бесплатно, выиграли конкурс на престижный маршрут, а дальше - трава не расти, сразу забывают об условиях договора.

Нелишне, наверное, напомнить, что проездной пассажирский билет, этот клочок бумажки, является правовым документом, по которому пассажир и перевозчик вступают в договорные отношения на оказание услуги. На основании этого документа гражданин вправе предъявить претензии перевозчику по плохому обслуживанию. Если, например, автобус сломался, и пассажир не доехал до своей остановки, значит перевозчик не выполнил свои обязательства. В такой ситуации кондуктор обязан, как минимум, вернуть деньги пассажиру.

На очередном заседании комиссии, которая состоится 12 мая, мы обязательно, вновь будем ставить эти вопросы, хотя совещание будет в основном посвящено состоянию муниципального транспорта и аресту муниципального имущества в счет долгов мэрии.

Вот телефоны, по которым граждане могут позвонить и сообщить о нарушениях в работе городского транспорта: 27-41-67 (в здании мэрии, каб. 347а) и 55-41-67 (депутатская приемная).

ВЛАСТЬ

Триумф коммерсантов виден во всем

 В том, как лихо и вольно ведут себя водители частных авто на городских дорогах, в их высокомерии и пренебрежении к ПДД, пешеходам, коллегам-водителям и, наконец, к пассажирам. Расплодившиеся автобусы малой вместимости - ПАЗы, КавЗы и прочие вытесняют сегодня не только муниципальный наземный транспорт и традиционные «шашечки», но и юркие маршрутные такси. Вытесняют как в прямом, так и в переносном смысле. Им и встать-то уже негде. Достаточно взглянуть на забитую развязку на площади Маркса, на Гусинке или стоянку у Речного вокзала. Здесь маршрутки осваивают все новые территории и уже влезли в зеленую парковую зону на набережной!

В то же время выручка муниципальных ПАТП и трамвайно-троллейбусных депо падает, а долги растут. Зарплата у водителей, кондукторов и технических работников низкая - всего от 3,5 до 5 тысяч рублей. Муниципалитет дотирует из бюджета пассажироперевозки и тем сдерживает тарифы. Но такое положение дел не может продолжаться - это понимают в мэрии.

Одним из способов выправить ситуацию и поставить перевозчиков в равные условия было решение ужесточить условия конкурса на право пассажирских перевозок для коммерсантов. В текст договора были включены два пункта-условия, при соблюдении которых конкурсантам начисляется больше баллов и повышаются шансы на успех. Первый пункт - предпочтение отдается автобусам большей вместимости и комфортности. Второй - наличие полноценной сервисно-технической базы, к которой прикреплены автобусы, и квалифицированного обслуживающего персонала. Однако за «малые» автобусы вступился антимонопольный комитет, который не согласился с этими пунктами и в феврале текущего года вынес предписание, приостанавливающее проведение конкурсов и отмену этих двух положений.

29 марта правовое управление мэрии Новосибирска намерено было оспорить предписание антимонопольного управления в арбитражном суде. Но в этот день состоялось лишь предварительное слушание, и вопрос по существу дела не рассматривался. Связано это было с пертурбациями в правительстве и будущим самого территориального управления.

Очередное заседание по важнейшему для всех пассажиров вопросу перенесено на 13 мая.

Юрий ИВОЛГА

НАРОД

Один - ноль в пользу пустой коробки

 В заднюю дверь коммерческого автобуса втиснулся пожилой мужчина с длинной коробкой, обернутой белой тканью.

- Мужчина, учтите, за место нужно платить, - крикнула с переднего сиденья кондуктор - средних лет женщина с ярким макияжем.

- За коробку, что ли? - изумился пассажир. - Да она у меня пустая.

- Неважно. Она у вас норму превышает.

- Какую еще норму?

- Вот, написано. Подойдите и прочитайте, - кондуктор показала на одну из приклеенных бумажек.

- Ты мне сама прочитай, хлеб за брюхом не ходит, - сердито отреагировал мужик.

Женщина разразилась речью, из которой можно было понять, что это не первая ее схватка по поводу оплаты багажа. Потом перегнулась, чтобы было лучше видно, и громко зачитала:

- Согласно постановлению городского Совета от 19 мая 1999 года багаж размером от 60х40х20 до 100х50х30 оплачивается в соответствии с тарифом.

- Ну и постановление, - рассмеялся пассажир с первого сиденья, сидящий прямо напротив объявления. - Написано «от» и «до», а если превышает эти размеры? Тогда что? Можно не платить? Да и вообще, как быть, если, например, ширина больше шестидесяти, но высота меньше сорока?

Кондуктор растерялась. Ободренный поддержкой мужик с коробкой пошел в атаку:

- Это для кого такое постановление было? Для муниципального транспорта! А вы кто? Вы - частники. К вам это не относится.

- Как это не относится, - взъярилась кондуктор. - Это же для городского транспорта. А мы как раз городской транспорт и есть. Так что платите без лишних разговоров и давайте сейчас, заранее, а то не выпущу на остановке.

- Попробуй, не выпусти! Да я вам все окна порасшибаю, - разошелся мужик. Потом вдруг резко замолчал, что-то соображая, и неожиданно спокойно произнес:

- Так-так. Если это постановление для городского транспорта вы исполняете, то исполняйте и другие: везите меня как пенсионера бесплатно, а за багаж я, так и быть, заплачу.

Валерий МЕЛЬНИКОВ

ПАССАЖИР

Эти окна не для занавесок

С нашим читателем согласны и новосибирцы, которые 2 мая организовали акцию в Центральном парке. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Прочитав статью про автобусы Валентина Макаровича («ВН» от 17 апреля), решил тоже написать. Я почти со всем согласен, кроме одного - смириться с курением водителя. С этим я категорически не согласен. Во-первых, это нарушение закона о запрете курения в общественном месте; во-вторых, это нарушение прав некурящих. С этим надо бескомпромиссно бороться вплоть до увольнения злостных нарушителей. Пусть пересаживаются на грузовики, если им невтерпеж без курева!

Попутно хочу затронуть другую тему: о зашторивании окон в салонах автобусов и троллейбусов. Верхняя часть окон завешивается тканью как раз на уровне глаз стоящих пассажиров, а нижняя - заклеивается рекламой. Это затрудняет обзор: порой невозможно определить, где едем (остановки зачастую не объявляют). Если предстоит пересадка, невозможно заранее посмотреть, не подходит ли нужный маршрут. И вообще, приятнее смотреть в окно, чем упираться взором в занавеску. Короче, вношу предложение: запретить зашторивание окон, тем более заклеивание рекламой.

С уважением,
Михаил БЕЛЯКОВ, ветеран труда

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: