Председатель Счетной палаты РФ просит не путать политику с политиканством
В последнее время то, о чем говорит руководитель Счетной палаты Сергей Степашин, привлекает большое внимание. Связано это прежде всего, конечно, с тем, что роль, которую играет такой специфический институт, как Счетная палата, в современной России все больше возрастает. И все серьезные аналитики, говоря о положении дел в стране, обязательно вспоминают об этом институте, как и, разумеется, о выводах, которые Счетная палата делает после тщательных проверок, многие из которых имеют широкий общественный резонанс.
Не будем забывать и о фигуре самого Сергея Степашина, который всегда входил в политическую элиту новой России, возглавлял правительство. Наверное, у нас в стране найдется не так много людей, информированных о происходящем так, как генерал Степашин
Впрочем, Сергей Степашин рассказывает не только о том, чем занимается Счетная палата.
Наивные времена прошли
Наши демократы начала 90-х были очень наивны и полагали, что через митинг можно решать почти все проблемы. Я для себя сравниваю то, что происходило в начале 90-х, с ситуацией, когда после гибели Александра Дубчека в Чехословакии к власти пришел Вацлав Гавел, который шел во власть с гуманитарными принципами. Через два-три года все поняли, что, кроме этого, нужны еще и рычаги политического и экономического воздействия.
В 90-е у нас в России был романтический период, и было много серьезных ошибок. Но последние два-три года страна живет в ином режиме, и я надеюсь, что у нас все еще впереди.
Нет худа без добра?
Сегодня, когда идет глобализация, важно точно определить свое место. Хотя по росту ВВП мы и занимаем третье место в мире по темпам, все-таки у российской экономики существует большая энергозависимость. С одной стороны, это хорошо наполняется бюджет за счет продажи нефти и газа. Но такая ситуация не может быть вечной. Вспомним конец 70-х, когда цены не нефть и газ были адекватны нынешним, и такая ситуация, по сути, разлагала экономику Советского Союза. Понятно, почему по этому вопросу сегодня идет такая полемика.
Сейчас все дополнительные деньги передаются в резервный фонд. Рубль укрепляется, и, начиная с 90-го года, мы имеем максимальный золотой запас 90 миллиардов долларов (нет проблем поднять его и до ста). Казалось бы, резервы есть, но последние события вокруг банков показали, что этот фактор не ограничивает нас от проблем в банковской сфере. Скажу, что используется эта ситуация очень активно, в том числе и через СМИ, для того, чтобы кто-то постарался потеснить своих коллег по банковскому бизнесу.
Но я думаю, что здесь уместно вспомнить русскую поговорку о том, что нет худа без добра. Сегодня, слава Богу, не 98-й А банки должны заниматься именно банковской деятельностью.
Где место России в мире?
В мире сегодня сложилась уникальная система. Говорят об однополярном мире, но ситуация в Ираке показала Соединенным Штатам Америки, что справиться в одиночку им будет тяжело. Они стараются, чтобы Россия активно работала в Ираке. Через три недели после начала событий не было и речи о каких-то российских интересах в речах американских представителей. Сегодня вопрос так не стоит нам говорят: давайте работать вместе.
США действительно один из мировых центров. Но хочется или нет есть еще и второй центр Европейский союз. И сегодня в Европе совершенно иное сплочение не такое, как в 60-е годы это нельзя не отметить. Как нельзя не сказать о том, что есть и третий центр быстро растущий и динамично развивающийся Китай.
У России удивительная ситуация мы находимся между этими центрами. Так сложилось исторически, географически и геополитически. Ситуацию нужно анализировать. В качестве примера приведу ситуацию со строительством нефтепровода на Дальнем Востоке. Пока не решено, куда он пойдет в Китай или в Японию. Причина в том, что идет серьезный поиск: куда и как мы пойдем дальше? Все остальное зависит от нашего выбора.
Оптимальные варианты ищутся, но отметим, что из общего плюса вытекает и серьезный минус: у России огромная территория и природные богатства сочетаются с невысоким уровнем развития. Есть огромная диспропорция в плане заселенности между Европейской частью и территорией за Уралом. А здесь нужно учитывать уже и миграционную политику Китая.
При этом нужно четко отстаивать национальный интерес. Например, на Дальнем Востоке страна потеряла за три года три с половиной миллиарда долларов биоресурсов. В Японии и Южной Корее невыгодно бороться с браконьерством, потому что деньги идут к ним. Еще пример. В Норвегии рыба на 80 процентов наша, но переработка вся там, а значит, и налоги тоже. Зато мы потом покупаем там рыбу в пять раз дороже
О нас узнали в стране
В Счетной палате работает тысяча человек. О нас узнали, и голос Счетной палаты слышен. Можно сказать, что мы фотографируем ситуацию, и фотографию эту потом отдаем в правительство. Больше мы ничего делать не можем и не должны. А то, что стараемся активно работать со средствами массовой информации, то это маленький элемент гражданского общества чтобы граждане России могли знать, что происходит.
Я считаю, что из всех структур государственной власти и управления Счетная палата сегодня более независима, чем все остальные. Это точно! Это определено Конституцией и законодательством. Ни разу еще глава государства не давал мне за четыре года каких-то конкретных заданий, и это нормально!
Мы попросили Счетную палату Великобритании а это очень уважаемая организация провести обзор нашей работы, и могу сказать, что по предварительным данным мы очень прилично выглядим на европейском фоне.
Заодно хочу еще раз напомнить, что Счетная палата в России самостоятельное юридическое лицо, формируемое парламентом, но не подотчетное ему. Так что я возглавляю не орган парламентского контроля у нас совершенно особый статус.
О нефти и налогах
В последнее время очень возбуждает общественное мнение тема деятельности крупных нефтяных компаний. Могу сказать, что до января 2004 года существовала прямая схема ухода от налогов. Такого не было ни в одной стране мира и это вызывало изумление у многих. Были внутренние оффшоры: Калмыкия, Чукотка, Байконур и Мордовия. Но вкладывалось туда в итоге всего три-четыре процента средств Ежегодные потери составляли пять-десять миллиардов долларов. К этому нужно прибавить и практику легального ухода от налогов. Я писал об этом президенту, и сейчас тема снята.
Кстати, в прежней Думе и я говорю об этом откровенно существовало нефтяное лобби. Сегодня таких депутатов в Думе стало гораздо меньше
Про приватизацию
Есть еще одна тема, опасная во всех отношениях, анализ того, как происходила у нас приватизация. Мы проверили 150180 крупных проектов (нефть, золотодобывающая промышленность). Сделали это очень аккуратно, и в сентябре будет подготовлена аналитическая записка. Мы привлекали к работе известных западных экспертов, которые сказали, что Россия выбрала самый худший из возможных путей приватизации. Я вынужден с этим согласиться в Польше, Чехии и Венгрии все сделали по-другому.
Вы знаете, что президент попросил нас работать аккуратно. И вот три задачи, которые перед нами стоят: во-первых, проанализировать то, что произошло; во-вторых, внести конкретные предложения по изменению законодательства с тем, чтобы обезопасить добросовестного предпринимателя, участвовавшего в приватизации. Ну и третье рекомендации странам СНГ.
Все подготовленные Счетной палатой материалы будут переданы в различные экономические институты, и к декабрю будет готово серьезнейшее исследование возможно, первая работа такого уровня в стране за 1015 лет. Я думаю, что вы понимаете: если мы от чего должны уйти, то не от политики, а от политиканства. Эти вещи не надо смешивать!