Воля к достоинству
Продолжаем публикацию серии статей профессора Донских о русском национальном самосознании
Есть заповедь прощать врагам нашим, но нет такой заповеди, чтобы прощать нашим друзьям.Лоренцо Медичи
Революция совершена в интересах культуры, и вызвал ее к жизни именно рост культурных сил, культурных запросов.
М. Горький
Русские пророки, начиная с Ф.М. Достоевского и кончая авторами «Вех» и П.Н. Дурново, высказали все, что они думали про будущее России. Никто их не услышал Ленин в начале 1914 года в лекциях швейцарским студентам говорил, что для революции нужна общеевропейская война, и с горечью добавлял, что европейские политики ее революционерам не подарят. И вот Россия обрушилась в Мировую войну и в Революцию.
Два мифа
В революции столкнулись два мифа один самодержавный, выражаемый знаменитым лозунгом «Православие. Самодержавие. Народность». Придумал эту формулу один из умнейших русских людей первой половины XIX века, создатель системы реального образования
Второй миф интеллигентский его можно сформулировать так: «На основе разума, науки можно построить новое свободное общество: общество без религии, где все люди счастливы и все они братья, и построение этого общества единственная цель настоящего человека». Бердяев по поводу поиска того разумного учения, на основе которого будет построено справедливое общество, ядовито высказался: «Каких только блюд не подают голодной русской интеллигенции, и все она приемлет, всем питается, в надежде, что будет побеждено зло самодержавия и будет освобожден народ». Победил марксизм. Правда, для его победы в крестьянской стране (а пролетарская революция должна, по определению, происходить в стране пролетарской, где промышленный пролетариат гегемон, а не в стране, где крестьянство составляло процентов восемьдесят населения) пришлось его вывернуть наизнанку, но ради народа можно было вывернуть наизнанку не только марксизм, но, как оказалось, и сам народ.
Культура и революция
Самодержавие пыталось меняться и менялось. Оно сделало одну роковую ошибку не смогло привлечь на свою сторону интеллигенцию. Конечно, интеллигенция при этом перестала бы быть «русской революционной интеллигенцией» в полном смысле. Для империи это было бы выходом, потому что многие талантливые люди думали бы о деле, а не о всеобщем счастье. В начале XX века и православие начало вступать в диалог с интеллигенцией, пытаясь нащупать точки соприкосновения; это приносило плоды: от революционной интеллигенции в направлении православия начали отходить некоторые выдающиеся мыслители (пример «Вехи»). Начались
Интеллигентский миф становился все жестче и жестче. Максим Горький в газете «Новая жизнь» за 3 марта 1918 года охарактеризовал отношение революционной интеллигенции и народа таким образом: «Русский народ в силу условий своего исторического развития огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты; русская интеллигенция болезненно распухшая от обилия чужих идей голова, связанная с туловищем не крепким позвоночником единства желаний и целей,
Два мифа жили бок о бок со второй половины XIX века и, наконец, столкнулись
У Горького была склонность плакать, утиный нос, колоссальная память, огромная любовь к литературе и страсть к маленьким кострам в пепельницах. Он пережил триумф, который стал его трагедией: в глазах мира он оказался представителем великой русской литературы, не будучи равным ни Достоевскому, ни Толстому, ни Чехову; и еще он идеалистически мыслил себя представителем левой революционной интеллигенции, которая в его понимании должна была бороться за свободное развитие культурного человека, а начала бороться за абсолютную власть, в чем и преуспела. В «Несвоевременных письмах», публиковавшихся
Власть одной группы привела к тому, что воля одного человека, вождя, ставшая заменой народной
Ритуальная экономика?
В свое время Макс Вебер связывал появление капитализма с действием двух факторов духовного и материального. Христианство в форме протестантизма создало тот тип человека, который смог выстраивать новый экономический порядок. А этот экономический порядок, построенный на рациональной организации труда, в свою очередь, определил преимущественное положение тех, кто настроен на рациональное приумножение собственности. Оба эти фактора взаимодействуют, придавая смысл общественной жизни и формируя соответствующие моральные ценности.
Обобщая и несколько упрощая эту ситуацию, можно сказать, что в жизни любого общества взаимодействуют мифология как набор принимаемых на веру положений и организация экономической жизни.
Мифология это тот символический образ, обычно выражаемый словами, который оправдывает определенный общественный порядок и, кроме того, для оправдания этого порядка обращается к сверхъестественному. Мифология обычно находится в оппозиции к истории и связана с ритуалами. Она является абсолютно необходимым элементом социальной жизни и выступает в качестве духовного стержня общества. Если она находится в относительной гармонии с материальной жизнью общества, то общество существует нормально. Если же возникает критическое несоответствие, то общество начинает разрушаться и требуются сверхусилия, чтобы этот процесс прекратить.
Это прекрасно видно на истории России. Идеал правды и воли, о котором шла речь в предшествующих статьях, формировался и существовал в относительном отдалении от экономических отношений, поскольку был направлен в первую очередь на индивида и только через него на общественную жизнь. В этом смысле провозглашенный и хорошо вписавшийся в сознание многих жителей Российской империи миф единства православия, самодержавия и народности был в экономическом отношении нейтрален. При этом он имел свою четкую символику и ритуальное выражение. Выстраивался образ православного
В свою очередь интеллигентская мифология, в центре которой стоял образ справедливого научно организованного общества, заведомо не имела никаких исторических корней, а поклонники ее вынуждены были представлять ее именно так. Было понятно, что для ее победы нужна абсолютная власть, которая вынудит общество перевернуть все свои представления. Отсюда и культ власти, которая должна была и насильно привить всему обществу мифологию небольшой группы, и, в соответствии с этой мифологией, перевернуть экономические отношения. Здесь связь мифологии и экономики сразу была задана как положительная.
Что произошло дальше, слишком известно, чтобы распространяться об этом подробно: на первом этапе (до Великой Отечественной войны) борьба за абсолютную власть стала самоцелью и привела к созданию независимой от общества железобетонной политической структуры; на втором (с середины пятидесятых годов) происходили отчаянные попытки осуществить «научную» мифологию самого справедливого и счастливого общества; на третьем, когда стало понятно, что эти попытки не реализуются в том виде, как они провозглашались, и что «научные» ритуалы не поднимают экономики, все покатилось в неопределенное будущее. Тогда и появился характерный анекдот, когда больной жалуется врачу на то, что он не видит того, о чем слышит, и не слышит того, что видит. Мифология при этом обросла своими ритуалами (достаточно вспомнить съезды, проводившиеся как ритуальные действа), породила своих героев, обладавших сверхчеловеческими качествами абсолютной мудрости, доброты и человечности. А плановая экономика тем временем уходила
***
Страшные сверхусилия позволили народу ответить на вызов, предложенный революционной интеллигенцией, но к началу восьмидесятых годов расхождение между мифологией и экономической жизнью привело к тому, что мифология как живое целое, каким она была в первый период, испарилась, и общество, экономически и политически еще живое, оказалось в страшной ситуации духовного опустошения. И в этой ситуации начался процесс, получивший название «перестройки», продолжившей на новом этапе вызов начала века.