В очереди с надеждой на хороший фильм. Фото Сергея ПЕРМИНА
В последнее время в моей измученной душе нарастает протест по поводу того, что мы видим на экранах наших кинотеатров. Я, конечно, ничего не имею против так называемых молодежных комедий, блокбастеров и прочей голливудской фигни. Но зачем, спрашивается, строить кинотеатр на несколько залов, чтобы показывать во всех одно и то же?
Помнится, раньше, года три-четыре назад, в новосибирских кинотеатрах еще существовало понятие «арт-хаус». Этим нелепым словом киноиндустрия называет все, что не вписывается в ее убогие рамки представления о реальности. В основном это фильмы неамериканские и непонятно какого жанра. И смешно, но не комедия, и страшно, но не триллер, и насилие есть, но не боевик. Это так, видимо, рассуждают о современном качественном кино наши прокатчики.
Конечно, Годара и Пазолини еще можно купить в магазинах, классика как-никак. Но ведь хорошее кино делают и сейчас, а некоторое количество интересных, свежих фильмов проходит мимо новосибирских кинотеатров. Причем многие не являются какими-то там андеграундными, о них даже упоминают в новостях НТВ, но все равно искать их в расписании бесполезно.
В этом году, например, не был показан такой громкий фильм, как «Город бога» бразильского производства. Спрашивается, почему? В нашей-то стране, где до сих пор тащатся от «Генералов песчаных карьеров», на него бы пошли. И в гораздо большем количестве, чем на какие-то безвестные американские боевики. Или недавно было объявлено о выходе на экраны России аргентинского мультфильма «Меркано-марсианин». Но напрасно искать его в новосибирской афише.
Я не хочу сказать, что такая ситуация специфика именно Новосибирска. Так обстоит дело везде в провинции, да и в Москве с репертуаром чуть-чуть получше. Но это лишь подтверждает общую тенденцию. Кинопрокатчики, видимо, следуют вкусам непритязательной публики, но одна часть публики воспитывается самими кинопрокатчиками, а другая просто у нее в заложниках.
Как-то
во время выборов 1996 года эксцентричная тетка Валерия Новодворская наметила новую культурную политику, мол, пусть народ «хавает», а мы, элита, будем смотреть «кино не для всех» по каналу НТВ. Посмотрели. Такой рубрики на данном канале нет уже много лет, похоже, прибыль
все-таки перевешивает все. Капитализм есть капитализм, и он гонится за прибылью. Но настолько ли прибыльны американские фильмы, что они так заполонили экраны?
Но! Я ни в коем разе не призываю заменить американские фильмы отечественными, не подумайте. Бесконечные «Ночные дозоры» мне представляются не лучшей заменой бесконечным «Евротурам». Нынешние российские режиссеры, среди которых если и есть молодые, то с теми же фамилиями, что и старые, доверия вызывают еще меньше, чем голливудские. Там хоть Скорсезе есть, посмотреть еще можно. У нашего же кино вообще нет настоящего, только светлое прошлое («Водитель для Веры», «Благословите женщину» и т. д.) или мрачное будущее (все в дозор). Силы тьмы побеждают силы света, кто им придет на подмогу?