Новосибирск 5.8 °C

Шаг вперед длиною в год

06.10.2004 00:00:00

О чем говорят первые итоги работы ОАО «Российские железные дороги»

Как уже сообщала наша газета, 9 сентября президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев в годовщину создания компании выступил на заседании правительства РФ со специальным докладом. А в прошлый четверг он провел телевизионную пресс-конференцию для представителей 700 средств массовой информации по всей территории страны. В ней также приняли участие все начальники железных дорог России.

Накануне пресс-конференции в адрес Геннадия Фадеева поступило около трехсот вопросов от журналистов. Сначала он выступил с небольшим сообщением об основных итогах деятельности ОАО «РЖД» за первый год существования компании.

А итоги эти весьма положительные. Начато реформирование огромного железнодорожного хозяйства страны. Принята специальная стратегическая Программа развития «РЖД» до 2010 года, стоимость которой исчисляется одним триллионом 900 миллиардами рублей. И преимущественно это будут средства, заработанные самой компанией.

Геннадий Фадеев отметил, что с передачей функций хозяйственной деятельности от МПС к РАО «РЖД» была полностью сохранена управляемость перевозочным процессом и финансовой системой, обеспечена безопасность движения поездов. Железные дороги вовремя платят налоги в Федеральный и региональные бюджеты, рассчитываются за кредиты. Динамика перевозок существенно возросла.

Грузооборот компании за год увеличился на девять процентов, пассажирооборот — более чем на 4,5. И на железной дороге обеспечена более высокая динамика перевозок, чем в целом по всем другим видам транспорта. Удельный вес железных дорог в совокупном грузообороте превысил 41 процент.

Компания укрепляет связи с администрациями регионов. 77 из 88 регионов заключили с «РЖД» партнерские соглашения. Некоторые регионы, такие как Читинская и Амурская области, более чем на четверть строят свой бюджет от доходов, получаемых от деятельности дороги на их территориях.

Растут инвестиции в развитие железнодорожного транспорта не только от государства, но и со стороны частного капитала. В общем объеме перевозок грузов доля частных компаний, которые располагают 27,9 процента вагонного парка, составляет четверть. А в ряде сегментов рынка перевозок частные компании доминируют. (Так, они контролируют 61,3 процента парка цистерн. Ранее президент «РЖД», в частности, подчеркивал, что нельзя допускать, чтобы убыточные перевозки ложились только на плечи государства в лице компании.)

Повышается качество работы железнодорожного транспорта. На 3,9 процента ускорен оборот вагона, на 3,8 процента возросла производительность локомотива. Скорость доставки отправок за год повышена на 8,6 процента.

Деятельность компании позволяет России укреплять свою экономику и надежно связывает Дальний Восток с западными регионами. К тому же возрастает роль железных дорог в развитии международной торговли. Все большее значение приобретают контейнерные перевозки грузов из Дальневосточного региона, растут поставки нефти в Китай и другие страны. С ЮКОСом подписано соглашение о создании совместной компании «Русская тройка». Пока строится нефтепровод на восток страны, жидкое топливо будет перевозиться от мест добычи к границам железнодорожными цистернами.

Руководство компании считает одной из важнейших задач укрепление локомотивного и вагонного парков отечественной техникой. Поэтому уже сейчас самый высокий процент в динамике роста — в транспортном машиностроении. Коломенский завод уже в этом году выпустил 30 новейших отечественных тепловозов. Готова разработка новых электровозов, выпуск которых начнется в 2010 году.

Рядового россиянина, естественно, волнует, что же он будет иметь от всего этого? Геннадий Фадеев подчеркнул, что в основе пассажирских перевозок в России лежат социально ориентированные тарифы. Стоимость проезда по железной дороге не может расти выше инфляции, а в пригородном сообщении она составляет лишь 20 процентов себестоимости. В стране 26 миллионов человек пользуются региональными льготами. И если убытки от 12,5 миллионов федеральных льготников будет погашать федеральный бюджет, то надо решать эту проблему и в регионах. И в РФ есть регионы, где эта проблема решается. В частности, Фадеев назвал Новосибирскую область, которая выполняет свои обязательства по взаимному соглашению с ЗСЖД.

Прошедший год после создания ОАО «Российские железные дороги» показал не только жизнеспособность новой структуры, но и ее большой потенциал в дальнейшем развитии железнодорожного транспорта.

После сообщения президента ОАО «РЖД» вопросы ему задавали журналисты со всех регионов России, начиная с Сахалина. Они касались как дальнейшего развития сети, так и социальной политики в новых условиях. Геннадий Фадеев подчеркивал, что железные дороги продолжают оснащаться новыми объектами, в частности, принято решение о реконструкции устаревших путей на Сахалине, о строительстве второго моста через Амур в Хабаровске, о возобновлении пассажирского движения на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, чему правительство и компания уделяют особое внимание. (Недавно россияне стали свидетелями возобновления движения пассажирского поезда Москва-Сухуми.) Оправдала себя и единая тарифная политика в железнодорожных перевозках. На большинстве железных дорог в «узких» местах продолжают вводиться вторые и третьи пути, сдаются в эксплуатацию новые железнодорожные вокзалы.

Что касается снижения убытков от пассажирских перевозок, то президент РАО «РЖД» подчеркнул, что здесь путь у российских железнодорожников один: повышение их конкурентоспособности и улучшение качества обслуживания пассажиров.

Большие перспективы могут открыться в связи с соединением Транссиба и железных дорог Южной Кореи. Тогда транзитные контейнерные перевозки со стран Дальнего Востока принесут дополнительные доходы и железнодорожникам России, и в целом усилят экономику страны. Возможности технического решения для этого есть, все заинтересованные страны, включая КНР, тоже за осуществление этого проекта, дело за решением, как сказал Геннадий Фадеев, политическим.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: