Новосибирск 10.3 °C

Виктор Толоконский о стипендиях, проездных и общежитиях

19.11.2004 00:00:00

Накануне Международного дня студента губернатор Виктор Толоконский встретился со студентами Педагогического и Гуманитарного университетов. «ВН» в последнее время много пишет о нескончаемых реформах высшей школы. В ответах на вопросы, звучащие в студенческих аудиториях, наш губернатор высказал свое мнение по некоторым острым проблемам.

Педагогический университет:

— Действительно ли государственные вузы планируется перевести на внебюджетное финансирование, а также передать в руки субъектов Федерации?

В. Толоконский:

— Университеты, все высшее образование — это прерогатива и ответственность федерального бюджета. Субъект Федерации отвечает за дошкольные и школьные образовательные учреждения, а сейчас нам передается еще начальное профессиональное образование и средние учебные заведения, которые не войдут в университетские образовательные комплексы.

Но в стране есть еще государственные и негосударственные вузы. Число негосударственных вузов растет. В Новосибирске их тоже значительное количество. Я убежден, что основная часть университетов должна остаться в государственной собственности, финансироваться из бюджета, но мне хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы такого финансирования, потому что, насколько я понимаю, речь идет о платном или бесплатном высшем образовании.

Государство должно разработать систему государственной поддержки образования. Во-первых, это может быть образовательный кредит, который молодой человек получает, а затем постепенно отдает его после того, как начинает работать. Во-вторых, должен быть сформирован госзаказ на специалистов. В соответствии с ним выдается государственный грант, на который студент обучается, подписывая контракт с определенными обязательствами. Так, по контрактам областной администрации в Новосибирске учатся порядка двух с половиной тысяч студентов. После окончания учебы выпускник должен отработать не менее трех лет по нашему распределению, и тогда он освобождается от всех финансовых обязательств. Тот же, кто по каким-то причинам категорически не захочет выполнять условия контракта, должен возвратить деньги, затраченные на обучение. Таким образом можно решить проблему обеспечения кадрами всех отраслей хозяйства.

Думаю, если подобную практику сделать общим правилом, то для системы образования это будет социально справедливым и более эффективным. Есть специальности, где трудно провести коммерческий набор. Это важные специальности — инженерно-технические, например. Без них нельзя обойтись.

Пятый год мы готовим специалистов по областному заказу для работы в сельской местности. Больше всего учится студентов в Аграрном университете — 1200 человек. Учатся студенты в Педуниверситете, в Медицинской академии, в инженерных вузах. Мы постараемся создать им такие условия работы, чтобы они за три года адаптировались, полюбили и профессию, и работу, и местность, где живут. И заработки определим такие, чтобы они подумали, стоит ли их терять. Будем стараться закрепить этих людей.

Педагогический университет:

Есть ли какие-то условия, которые позволяют студентам не отрабатывать контракт?

В. Толоконский:

— Пока у нас такой практики нет. Первый выпуск состоится в 2005 году. Там, где учатся студенты по областному заказу, создаются специальные комиссии по распределению, которые начнут работать уже в ближайшее время. Они будут индивидуально подходить к каждому молодому человеку. Потребность в специалистах очень высокая, и мы будем искать варианты, готовить интересные предложения, рассматривать вопросы жилищного обустройства. Уверен, найдем здесь решение. Главное, чтобы выпускники хотели работать по специальности, не разочаровались в профессии.

Гуманитарный университет:

— Когда я искала работу, столкнулась с проблемой, что требуются юристы только с дипломами Томского госуниверситета, филиал которого действует в Новосибирске. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

В. Толоконский:

— Надо повышать уровень юридического образования во всех вузах. Популярность профессии привела к тому, что юридические факультеты и специальности открыли очень многие вузы. Открыть просто, а создать полноценную юридическую школу сложнее.

Уровень развития общества определяют не только юристы, но и математики, физики, биологи, специалисты-инженеры. Считаю, что технические вузы и должны готовить инженеров. Но спрос был такой, что самые разные вузы открыли юридические и экономические специальности. Появилась даже такая экзотическая специальность, как мировая экономика и международные отношения. Но нам нужны другие экономисты — промышленных и сельскохозяйственных предприятий, нашего отечественного образования и здравоохранения. Вот и в Аграрном университете создали юридический факультет. Выпускники обижаются, почему их не берут на работу в прокуратуру, а советуют ехать на село. Есть здесь проблемы. Есть и определенный консерватизм отдельных организаций, привыкших работать с выпускниками определенных вузов, но есть и слабость самой высшей школы. Поэтому главный путь решения — это повышение уровня преподавания и хорошая организация практики студентов, заключение соглашений с организациями, которым требуются юристы. И у вашего университета практика заключения таких соглашений есть.

Педагогический университет:

— Правда ли, что стипендии переведут на вузовский бюджет, и размер стипендий будет устанавливаться вузом?

В. Толоконский:

— Нет. Для государственных вузов это будет единый общегосударственный норматив, и вуз получит эти средства по защищенным статьям бюджетной классификации. Вуз имеет внебюджетные доходы. Он может их тратить на дополнительный стипендиальный фонд, развитие материальной базы. А Министерство образования выделяет средства для стипендий по особой статье.

Педагогический университет:

— Правильно ли, чтобы пойти в 11 класс, надо заплатить 1,5 тысячи рублей?

В. Толоконский:

— Нет, неправильно. Более того, это нарушение закона. Сегодня надо поступать очень просто. Ни директор, ни классный руководитель, ни любой учитель не должны касаться денег никаким образом. Что я требую сегодня от каждой школы, от каждого бюджетного учреждения? Вот начался учебный год, и на первом же собрании каждый родитель должен получить официальную бумагу, где четко зафиксированы все статьи государственного финансирования: на зарплату, коммунальные услуги и т.д. Это, поверьте, огромные деньги. Но родители могут не увидеть там денег на ремонт класса. Записано, что будет ремонт кровли или отопления, а ремонта классов не предусмотрено. Тогда попечительский совет решает — делать этот ремонт или нет. Если делать, то считает, сколько на это надо примерно денег и кто это профинансирует. Или увидели, что в школу будет закуплено пять компьютеров, но не увидели там статьи расходов на покупку музыкального центра. А дети занимаются в театральной студии. Их право принять решение о покупке, найти источник финансирования и приобрести. Других форм быть не может.

Ситуации со сбором денег возникают не только в одиннадцатом классе, но и в первом. Приезжают дети с не закрепленного за школой участка, просят принять. И вот начинаются «беседы про деньги»… Понятно, что директор скажет: все взносы добровольные, никто не требовал, это просто помощь школе. Но это безобразие. Такой системы быть не должно.

Пока родители и ученики не видят бюджет школы, они считают, что чуть ли не все образование платное. На самом деле государство тратит на общее образование очень большие средства, которые несопоставимы с теми, что собирают родители.

Гуманитарный университет:

— Есть ли областные и региональные программы, ориентированные на студенческую молодежь?

В. Толоконский:

— У нас есть программы, ориентированные на студенческую молодежь, они касаются мер материальной поддержки вузов и других учебных заведений. Всего на образование в бюджете области на 2005 год предусмотрено 8 млрд рублей. Это почти четвертая часть бюджета.

Государственные вузы напрямую из областного бюджета не финансируются. Но у нас есть гранты, мы обучаем, как я уже говорил, студентов по образовательным контрактам. Кроме того, лучшие студенты вузов получают именные стипендии обладминистрации. Таких стипендий выплачивается около 200. Мы помогаем развитию материальной базы вузов, хотя это прерогатива федерального бюджета. Большое внимание уделяем обеспечению занятости студенческой молодежи, как выпускников, так и студентов, которые еще учатся и хотят подработать. В крупных вузах создаем специальные бюро занятости молодежи. Обеспечиваем заказами, трудоустраиваем на объектах строительства, на железной дороге, в летних детских лагерях.

Гуманитарный университет:

— Будет ли запрещена продажа пива в учебных заведениях? Будут ли применяться запретительные меры к пьющим пиво на улицах?

В. Толоконский:

— Безусловно. После доработки соответствующий федеральный закон будет принят. В сентябре я поручил внести проект соответствующего закона в областной Совет. Но федеральный закон появился раньше. Поведение на улице требует определенных правил. Это жутковатое зрелище, когда весь центр города, все улицы и скверы заполнены молодыми людьми с бутылками пива. Это ненормально. У нас появится много павильончиков и кафе, где будут созданы все условия для тех, кто мучается от жажды. Никто без пива не останется.

В Томской области такой закон уже принят раньше. Специально интересовался — это не вызвало никаких обид, и молодежь восприняла это вполне нормально.

Педагогический университет:

— Будут ли у студентов льготы на транспорте?

В. Толоконский:

— Будут сохранены льготные проездные билеты. У нас очень большое количество студентов и школьников. Только в Новосибирске школьников около 180 тысяч, а студентов — 150 тысяч. Будут льготные проездные билеты, в том числе и на пригородном железнодорожном транспорте. Многие студенты живут в районах области. Важно, чтобы они могли приезжать домой хотя бы на выходные.

Педагогический университет:

— Будет ли строиться новое общежитие НГПУ?

В. Толоконский:

— Думаю, что общежития всем вузам Новосибирска еще надо построить. Наличие общежитий очень серьезно будет влиять на престижность вуза в ближайшее время. Контингент поступающих будет снижаться, и за студента придется побороться. Поэтому строить надо, использовать более современные проекты. Это дорого, вряд ли такие деньги выдадут из министерства. Поэтому здесь надо поработать над проектом. Найти необходимые инвестиционные источники. Часть квартир можно сделать продаваемыми вашим же специалистам по системе жилищного кредитования. Часть построить из небюджетных доходов для университета, а часть я готов оплатить из областного бюджета и передать вам в какой-то форме, чтобы это была совместная собственность и мы лучше могли решать вопросы подготовки специалистов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: