О высшем образовании у нас сегодня говорят много, громко и невнятно. Основной мотив дайте денег! Мол, даст государство денег, тогда и будем хорошо учить. Никак не могу с этим согласиться
Я 15 лет отработал в системе академического образования.
Я специально начал с этого эпатажного заявления. Дело в том,
Есть мудрая библейская притча: Моисей водил народ израильский по пустыне 40 лет, ожидая, пока умрет последний раб. С начала удачных и неудачных реформ мы прошли половину этого срока. Поколения не сменились полностью. Но, хотя старое находится у руля, уже подросло новое. Новое поколение это бизнесмены в возрасте
Но есть и серьезная проблема: наша система академического образования все больше становится тормозом на пути эффективных реформ.
Давайте критически посмотрим на наше образование на уровне средней школы, техникума, вуза. Давайте перестанем, как попугаи, повторять, что советская высшая школа лучшая в мире. Давайте осознаем, что, кроме дипломов физмата и физтеха, российские дипломы не признаются нигде в мире. Наконец, давайте вспомним, что образование это не только профессиональные знания, но и формирование жизненной позиции.
Если представители вузовского образования все время жалуются, что страна их не кормит, как они помогут студентам поверить, что рынок дает возможности для самореализации? Как люди с психологией иждивенцев, будь они трижды доктора наук, могут хорошо преподавать экономику, маркетинг или менеджмент? Они сами «не вписались в реформы» хотя, разумеется, это не вина их, а беда. Чему они могут научить, кроме отвращения к рынку и честной конкуренции? Увы, наши вузы продолжают ковать кадры не для рыночной, а для плановой экономики. Они готовят тех, кто с возмущением требует: «Устройте нас на работу и гарантируйте стабильную зарплату государство нас учило, теперь обязано кормить». Счастье, что часть выпускников активно и предприимчиво устраиваются в новой жизни, по сути, вопреки идеалам и ценностям, которые насаждались в их головах традиционной академической системой.
Во всем мире предприниматель тот, кто создает богатство общества и рабочие места, кто решает проблему трудоустройства для менее одаренных и предприимчивых, кто кормит неспособных прокормить самих себя. Это тот, кто тянет вверх кривую экономического роста, тем самым создавая будущее страны. Пока наше общество не усвоит эту истину, столетия назад понятую всем цивилизованным миром, мы будем все больше отставать по уровню жизни не только от США, но и от Португалии, которая сегодня более благоразумно принята за ориентир.
Традиционная академическая школа даже одаренных студентов часто калечит, стремясь привить им потребительскую, социалистическую систему ценностей, отучив самостоятельно думать и принимать решения. Вузовские профессора в основном, мягко скажем, немолоды их средний возраст обычно зашкаливает за 60.
Система ценностей, заложенная в российской высшей школе, как правило, конфликтует с системой ценностей западных университетов. Наше образование прежде всего ориентируется на усвоение огромного количества готовых материалов. Западная школа на поиск собственных решений. Собственные решения, даже слабые, ценятся куда выше, чем повторение сделанного другими.
Это определяет и построение учебного процесса. Лекции, рассчитанные на запоминание, требуют массу времени. Самостоятельный поиск и обобщение требуют минимума занятий в аудитории, но больших самостоятельных усилий. Поэтому когда российские студенты, не приученные к самостоятельности, приезжают в европейский университет и обнаруживают, что количество занятий в классе составляет
Наша система образования профессор учит, мы запомнили, повторили и сдали на экзамене в условиях рынка, наконец, в условиях
Эта система должна быть выведена
Иначе мы будем, как это случалось в России во все века, проводить реформы так, чтобы ничего не менять.
В этом печальном случае мы Португалию не догоним никогда.
Автор видный публицист, доктор социологических наук,
Текст предоставлен по программе «Золотое перо»,