Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Попрошайки не научат зарабатывать

11.12.2004 00:00:00

О высшем образовании у нас сегодня говорят много, громко и невнятно. Основной мотив — дайте денег! Мол, даст государство денег, тогда и будем хорошо учить. Никак не могу с этим согласиться…

Я 15 лет отработал в системе академического образования. Еще столько же в бизнес-образовании. Какая разница между ними кажется мне важной? Ну хотя бы такая: в академическом образовании профессора получают 3 доллара за час, а в бизнес-образовании — 50. Поэтому в бизнес-образовании сейчас работают самые сильные специалисты.

Я специально начал с этого эпатажного заявления. Дело в том, что для бизнес-образования призывы к государству о помощи неактуальны. Нам никогда не давали ни гроша бюджетного финансирования. Впрочем, мы никогда его и не просили. Бизнес-школа учит людей эффективно работать на рынке, учит, как этичными методами «делать деньги», получать прибыль. И если бизнес-школа сама не умеет «делать деньги», сама не может себя прокормить, какое право она имеет кого-то учить бизнесу? Я уверен: если бизнес-школа просит денег у государства, ее надо просто закрыть.

Есть мудрая библейская притча: Моисей водил народ израильский по пустыне 40 лет, ожидая, пока умрет последний раб. С начала удачных и неудачных реформ мы прошли половину этого срока. Поколения не сменились полностью. Но, хотя старое находится у руля, уже подросло новое. Новое поколение — это бизнесмены в возрасте 25–35 лет. Они основные клиенты бизнес-школ. Это обычно хорошо образованные, энергичные, творческие ребята, которые идут в менеджмент, в предпринимательство и достигают там успеха. Это тягловые лошади, которые вытягивают воз реформирования российской экономики.

Но есть и серьезная проблема: наша система академического образования все больше становится тормозом на пути эффективных реформ.

Давайте критически посмотрим на наше образование на уровне средней школы, техникума, вуза. Давайте перестанем, как попугаи, повторять, что советская высшая школа — лучшая в мире. Давайте осознаем, что, кроме дипломов физмата и физтеха, российские дипломы не признаются нигде в мире. Наконец, давайте вспомним, что образование — это не только профессиональные знания, но и формирование жизненной позиции.

Нынешние студенты выглядят благополучнее своих преподавателей из государственных вузов. Фото «Fакел»

Если представители вузовского образования все время жалуются, что страна их не кормит, как они помогут студентам поверить, что рынок дает возможности для самореализации? Как люди с психологией иждивенцев, будь они трижды доктора наук, могут хорошо преподавать экономику, маркетинг или менеджмент? Они сами «не вписались в реформы» — хотя, разумеется, это не вина их, а беда. Чему они могут научить, кроме отвращения к рынку и честной конкуренции? Увы, наши вузы продолжают ковать кадры не для рыночной, а для плановой экономики. Они готовят тех, кто с возмущением требует: «Устройте нас на работу и гарантируйте стабильную зарплату — государство нас учило, теперь обязано кормить». Счастье, что часть выпускников активно и предприимчиво устраиваются в новой жизни, по сути, вопреки идеалам и ценностям, которые насаждались в их головах традиционной академической системой.

Во всем мире предприниматель — тот, кто создает богатство общества и рабочие места, кто решает проблему трудоустройства для менее одаренных и предприимчивых, кто кормит неспособных прокормить самих себя. Это тот, кто тянет вверх кривую экономического роста, тем самым создавая будущее страны. Пока наше общество не усвоит эту истину, столетия назад понятую всем цивилизованным миром, мы будем все больше отставать по уровню жизни не только от США, но и от Португалии, которая сегодня более благоразумно принята за ориентир.

Традиционная академическая школа даже одаренных студентов часто калечит, стремясь привить им потребительскую, социалистическую систему ценностей, отучив самостоятельно думать и принимать решения. Вузовские профессора в основном, мягко скажем, немолоды — их средний возраст обычно зашкаливает за 60. Они по-своему хорошие люди и часто сильны в своих предметах, но не понимают и не принимают конкурентную экономику. Для них рынок — это неприкрытый грабеж, а любой предприниматель — вор, который, по словам киногероя Высоцкого, «должен сидеть в тюрьме». Чего могут добиться их ученики, усвоившие подобную жизненную позицию?

Система ценностей, заложенная в российской высшей школе, как правило, конфликтует с системой ценностей западных университетов. Наше образование прежде всего ориентируется на усвоение огромного количества готовых материалов. Западная школа — на поиск собственных решений. Собственные решения, даже слабые, ценятся куда выше, чем повторение сделанного другими.

Это определяет и построение учебного процесса. Лекции, рассчитанные на запоминание, требуют массу времени. Самостоятельный поиск и обобщение требуют минимума занятий в аудитории, но больших самостоятельных усилий. Поэтому когда российские студенты, не приученные к самостоятельности, приезжают в европейский университет и обнаруживают, что количество занятий в классе составляет 6–8 часов в неделю, начинаются жалобы родителям, что «здесь их не учат», здесь сплошные каникулы. Затем приходит сессия, сплошь состоящая из защит самостоятельных проектов, и наши студенты-отличники начинают набирать «хвосты». Кто-то пытается решить проблему, отыскав готовый проект в интернете. Но это в зарубежных университетах считается плагиатом, серьезным этическим проступком, достаточным для отчисления. Так же серьезно карается списывание или подсказка на экзамене.

Наша система образования — профессор учит, мы запомнили, повторили и сдали на экзамене — в условиях рынка, наконец, в условиях научно-технической революции становится вопиюще неэффективной. Нам надо, не разрушая существующего, срочно формировать альтернативную систему образования, ориентированную и на самостоятельный анализ, и на самостоятельное принятие управленческих решений.

Эта система должна быть выведена из-под контроля министерств и ведомств, и уж тем более нельзя передавать ее под контроль государственных академических вузов. Она должна находиться только в ведении самодеятельных общественных организаций и объединений, представляющих интересы бизнеса нашей страны.

Иначе мы будем, как это случалось в России во все века, проводить реформы так, чтобы ничего не менять.

В этом печальном случае мы Португалию не догоним никогда.

Автор — видный публицист, доктор социологических наук, вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

Текст предоставлен по программе «Золотое перо», интернет-связь — компанией «РелкомДС»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.