Новосибирск 7.5 °C

Ложатся «под сукно» идеи…

29.12.2004 00:00:00

Проект ледяной дамбы чиновники «заморозили»

Наш старый знакомый Владимир Богаенко, об оригинальных разработках которого «Вечерка» уже рассказывала, запатентовал свое новое изобретение — способ борьбы с наводнением.

Привычная картина для сибирских рек, текущих с юга на север: в апреле, в период ледохода, на них возникают повсеместно ледяные заторы, паводковые воды резко поднимаются и нередко затопляют все прилегающие низменные территории. Особенно это касается мест впадения множества речек поменьше в ведущую водную артерию. Например: Обь еще скована мощным слоем льда, а по Ине с верховий вниз уже устремляются потоки талой воды. Возникает затор, уровень воды поднимается выше берегов, и происходит затопление низких мест, нередко нанося существенный материальный ущерб территориям и всему, что на них расположено.

Что же предлагает Богаенко? Намораживать загодя, в течение зимы, защитные ледяные дамбы, которые бы своими концами выходили на твердые берега и предотвращали затопления низменностей, находящихся в пойме реки. Сооружать капитальные плотины в местах затопления дорого и не всегда целесообразно. А вот на период паводка временное ледяное сооружение могло бы эффективно перекрыть наступление порой катастрофического разлива. С наступлением теплых дней солнце просто съест лед, и берег примет прежний вид. А строительным материалом служит вывозимый из города снег, который в морозные дни поливается водой прямо из реки, и происходит наращивание слой за слоем защитной дамбы.

Просто? А тем не менее до сих пор никто до этого не додумался.

Не надо будет вмешиваться МЧС, не надо производить взрывные работы, гидравлическая волна от которых подо льдом достигает огромной силы и уничтожает рыбу далеко вверх и вниз по течению. И это может быть использовано не только по берегам Оби, но и Енисея, Лены, где паводковые катастрофы — явление привычное.

Изобретение было запатентовано. Упорный Богаенко сумел заинтересовать ответственных лиц. Специалисты загорелись было его идеей: действительно, не сложно и дешево! Но вскоре остыли, и очередное новшество осталось лежать пока в чертежах и пояснительных записках в ящике стола.

***

Другое предложение Владимира Прокофьевича не менее интересно и сулит местным властям серьезную экономию средств.

Каждый новосибирец знает, что, проезжая по левому берегу Оби в районе шлюзов (между бетонным заводом и поселком Советского района), мы пользуемся автодорожным мостом, пересекающим их. Мостик старый, давно не справляется с нагрузкой. Пришла пора его не только ремонтировать, но и реконструировать. Но как его закрыть на реконструкцию, если здесь интенсивное движение? Все помнят, сколько было неудобств и мороки, когда ремонтировали переезд по плотине ОбьГЭС. Нашли следующий выход: рядышком построить временный мост. На его сооружение и реконструкцию старого будет выделено несколько десятков миллионов рублей. Машина подготовительных работ уже завертелась.

Но Богаенко и тут увидел более рациональное решение проблемы. Вы обратили внимание, что к бетонному заводу ведет железнодорожный путь, который пересекает автодорогу? И эта ветка проходит над шлюзами по специально сооруженному разводному мосту, который в период навигации для пропуска судов убирается с помощью мощных механизмов.

Богаенко еще в прошлом году предложил времянку для автотранспорта бросить прямо по разводному железнодорожному мосту. Никаких сооружений там сносить не надо, к тому же мост легко выдержит двустороннее движение, если по нему проходят даже вагоны с цементом. Правда, требуется и по нему уложить асфальт, чтобы приспособить для движения автотранспорта. Тоже сделать вроде нетрудно. И специалисты из департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации области поначалу заинтересовались этим предложением. Но только поначалу. А затем дали изобретателю вежливый, как и положено, письменный отказ.

Не думаю, что за этим скрывается просто чиновничья рутина. Вопрос, видимо, все-таки сложнее.

Механизм подготовительных работ, в том числе и проектирования, уже запущен. Можно решить и межведомственные вопросы. Но главное, осмелюсь предположить, все-таки в другом. Владимир Богаенко снова предлагает слишком уж нетрадиционное решение: никто так не делал. А человек, даже очень неглупый, все-таки устроен так, что ему лучше, проще идти традиционными путями. И еще неизвестно, где его ждут большие потери: при эффективном новом решении или если действовать так, как подсказывает вся технологическая цепочка предшествующего опыта.

***

Богаенко — человек уже давно немолодой. Но в жизни встречаются такие люди, над творческой фантазией которых время не властно. Таков и Владимир Прокофьевич. На его счету более пятидесяти изобретений. Но эти чрезвычайно смелые и дерзкие идеи, хотя вроде призванные решать самые серьезные вполне земные технические проблемы, в большинстве своем остаются нереализованными.

Он разработал новую конструкцию роторного, а не поршневого двигателя применительно к российскому автомобилестроению — принято, осталось на бумаге. Он предложил использовать современные ветряные двигатели, устанавливая их на крышах домов, для автономного энерго- и теплоснабжения — принято, осталось на бумаге. В то время как улицы японских городов давно освещаются с помощью небольших автономных ветряных установок. Он заметил, что тысячи вчерашних самолетов ржавеют на вечных стоянках или разрезаются на металлолом, и предложил их использовать, поставив на лыжи, как буеры, для перевозки грузов и пассажиров по руслам замерзающих более чем на полгода сибирских рек. Одна из студенток Водной академии даже защитила дипломную работу по экономическому обоснованию конкретного такого маршрута на Севере. Принято ко вниманию, осталось на бумаге…

А ведь его изобретения и предложения действительно несут принципиально новые технические решения, значительно удешевляют выполнение конкретных хозяйственных задач.

Работай Богаенко в СИСТЕМЕ, знай он заранее, какие задачи предстоит решать тем или иным ведомствам, цены бы не было его предложениям. Но судьба распорядилась этим человеком по-иному. Но, как бы то ни было, его предложения существуют — вполне реальные, никакие вечные двигатели он не выдумывает, а предлагает решения совершенно конкретных проблем.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: