Новосибирск 10.1 °C

Как обуздать цены на бензин?

24.02.2005 00:00:00

Стоимость бензина в прошлом году выросла на 33% и внесла значительный вклад в высокие темпы инфляции.

По данным «Росстата», стоимость бензина у производителей в 2004 году по отношению к предыдущему году поднялась более чем на 33 процента. Однако пока контролировать ситуацию правительству не удается. Почему?

Для начала приведем данные, которые на днях предал гласности «Росстат». Добыча нефти в России за 2004 год по сравнению с предыдущим 2003 годом выросла на 8,9 процента. Переработка нефти на внутреннем российском рынке составила 195 млн тонн, а доля экспорта — более 257 млн тонн. Но это совсем не значит, что переработанная на российских предприятиях нефть в виде дизельного топлива, бензина и мазута остается для обеспечения только отечественных потребителей. Продукты нефтепереработки с успехом реализуются на Украине, в Армении, Прибалтике, Китае и прочих сопредельных государствах.

Такое состояние дел отражено в аналитической записке, которую подготовила Счетная палата для совместного с Генеральной прокуратурой совещания, проходившего на прошлой неделе в Москве. «В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда цена бензина на отечественном розничном рынке в августе 2004 года сравнялась с ценой бензина в США, а по состоянию на 1 декабря минувшего года превысила ее. В связи с ростом цен на нефтепродукты обеспечение армии и флота страны нефтепродуктами существенно осложнилось. Несмотря на дополнительно выделенные средства, Минобороны в 2004 году было закуплено не более 90 процентов от запланированных годовых объемов топлива», — отмечается в аналитической записке.

Аудиторы Счетной палаты отмечают, что «существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса», и предлагают правительству «рассмотреть возможность введения оперативного управления запасами нефтепродуктов, усовершенствовать правовое регулирование биржевой торговли основными видами топлива, а также механизм установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, предлагается обеспечить целевые поставки нефтепродуктов государственным потребителям, в частности, Минобороны и другим силовым ведомствам.

Под «оперативным управлением запасами» понимается создание некоего государственного резерва, топливо из которого будет периодически «выбрасываться» на локальный региональный рынок и снижать цены. «В принципе, в стране уже существует «Росрезерв», и глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев ранее предлагал использовать хранящиеся в нем запасы для борьбы с ценами, — замечает «Время новостей«. — Каков сейчас объем запасов, неизвестно — информация об этом отнесена к категории государственной тайны. Подобный резерв существует в Америке, однако там переработкой и добычей занимаются разные компании, в то время как в России работают вертикально интегрированные холдинги».

Против нефтяной заначки не менее убедительно выступают другие эксперты. Так, аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров сказал, что «предложение создать резерв стало уже дежурным. Никто никогда не считал, сколько будет стоить воплощение этой идеи в жизнь. Какое количество нефтепродуктов необходимо закупать, во что обойдется эксплуатация хранилищ и поддержание их в рабочем режиме. Пока нет таких данных, вряд ли стоит всерьез обсуждать этот вопрос. Кроме того, эксперты полагают, что подобный механизм стимулирует коррупцию. «Не могу исключить, что новые предложения вызваны желанием подрулить бюджетными средствами», — говорит директор Института энергетической политики Владимир Милов.

Примерно такое же неприятие вызывает идея биржевой торговли нефтепродуктами. «Биржа ничего не решает в сегодняшней ситуации. В России работают вертикально интегрированные компании, и никакой конкурентной среды в сфере оптовой торговли не создано, поскольку продукт реализуется по картельным цепочкам», — считает Владимир Милов. По его мнению, государство должно проводить комплексную политику — в том числе стимулировать увеличение глубины переработки нефти. При этом, полагает эксперт, необходимо отказаться от политики, когда акциз на качественный высокооктановый бензин выше, чем на дешевый.

Пока экономисты спорят и обсуждают, рост цен на бензин в январе-феврале в Новосибирской области остановился. Но, как известно, предстоит весенняя посевная кампания, и ожидается новый, ставший уже традиционным всплеск цен на топливо.

Средние потребительские цены на бензин автомобильный
и дизельное топливо в центрах субъектов
Роcсийской Федерации на 7 февраля 2005 года

ГородБензин
автомо-
бильный
В том числеДизельное
топливо
марки АИ-76 (АИ-80 и т.п.)марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)Марки АИ-95 и выше
Барнаул13,9312,5014,5016,0014,00
Красноярск13,8712,7014,2016,0013,70
Иркутск15,3514,3015,8016,8014,90
Кемерово13,3511,9013,9015,6013,80
Новосибирск13,4611,5014,5015,5013,50
Омск13,4812,0014,0515,7413,00
Томск12,7811,5013,2414,8013,82
Чита15,5514,5016,0017,0014,90

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: