Теплеющее с каждым днем солнышко вместе с мечтами о лете рождает громадье планов на каникулы и отпуска. У всех, за исключением учащихся выпускных классов. Для них лето напряженнейший период. Сначала выпускные экзамены, а затем поступления в вузы и колледжи. И еще вопрос, куда. Даже те, кто уже ходит на институтские подготовительные курсы, все еще в муках как бы не ошибиться в выборе: с одной стороны, не переоценить свои силы, а с другой не занизить планку возможностей.
К ученикам школы N 177 Дзержинского района это не относится. После окончания одиннадцатого класса они автоматически становятся третьекурсниками факультета среднего специального образования Сибирского института финансов и банковского дела.
Подобная система сложилась у института уже с восемью общеобразовательными школами Новосибирска. 177-я из тех, кого называют первопроходцами. Сотрудничество института и школы началось семь лет назад, когда только складывались идеи профильного школьного образования. Схема проста, как все выношенное и отработанное годами. 10 и 11 классы в школе N 177 занимаются по профилю «экономика». Школьников 177-й зачисляют по итогам девяти классов, всем остальным, желающим здесь обучаться, приходится сдавать вступительные экзамены на факультет среднего профессионального образования СИФИБД, а затем писать заявление о приеме
в десятый класс, так как именно здесь студенты факультета осваивают общеобразовательные дисциплины. Успевая одновременно хлебнуть и студенческой жизни. Три раза в год в десятом классе и дважды в одиннадцатом сессии с чтением в институте курсов по специальностям экономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, с зачетами и экзаменами. Это совсем не значит, что старшеклассникам 177-й головы поднять некогда успевают участвовать в институтских КВНах, праздниках, других мероприятиях.
Учебные планы школы и вуза интегрированы, а расписание составлено так, чтобы не перегружать детей, говорит директор 177-й Тамара Дмитриевна Крылова. Некоторые предметы школьного курса, которые более квалифицированно могут прочитать институтские преподаватели, вынесены в сессию, некоторые курсы, например, экономическая математика, экономическая информатика, преподаются с учетом профиля института. Расслабляться, конечно же, некогда. Кстати, с переходом к профильному обучению у нас существенно поднялся уровень успеваемости среди старшеклассников. Дети понимают, что они одновременно «куют» и свой диплом, и свое будущее. Только в прошлом году мы передали институту десять своих медалистов. Раньше даже на выпускном балу чувствовались смятение и нерешительность, владевшие детьми и их родителями. Сейчас, заканчивая 11-й класс, наши дети совершенно спокойны: они знают свои перспективы и через год, и дальше.
После окончания школы выпускники экономического класса 177-й зачисляются на третий курс факультета среднего профессионального образования СИФИБД. Те, кто заканчивают его с четверками и пятерками, могут сразу рассчитывать на приглашение на работу. Получить к 1819 годам престижную специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, согласитесь, большой плюс и существенная подмога для родителей, даже учитывая, что обучение в институте платное (в этом году годовая плата за обучение на факультете среднего специального образования 11600 рублей). Выскочил кто-то из девчонок замуж, пошли пеленки распашонки молодая семья сидит без денег, а для выпускниц факультета среднего специального образования и это не проблема балансы по договору с небольшими фирмами можно считать и дома. Большинство все же остаются в институте продолжать образование, выбирая, исходя из возможностей семьи, очную или заочную форму обучения. Часть идут в государственные вузы, и берут их, что называется, «с руками и ногами»: диплом факультета среднего профессионального образования СИФИБД ценится достаточно высоко.
Сотрудничество со школами дает много и институту, считает проректор по учебной работе института Елена Ивановна Зуева. Когда перед выпускниками школ, особенно перед девятиклассниками, встает вопрос выбора профессии, многие подростки к этому зачастую не готовы. Не знают ни о специфике профессии, ни об особенностях личностных качеств, которые она предъявляет, ни о возможностях трудоустройства в будущем. Выпускники экономических классов приходят в институт уже сформировавшимися в этом плане. Об их мотивации к обучению говорит и уровень успеваемости. Как правило, высокий не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по специальным предметам.
Своих будущих абитуриентов институт начинает готовить заранее.
Если раньше работа по профориентации начиналась в школе в 89 классах, сейчас с профессией экономиста ребят начинают знакомить уже с пятого класса. Есть предпрофильные курсы, регулярное диагностирование с целью выяснения сферы интересов школьников и непременные выступления специалистов вуза на родительских собраниях.
Если же экономика в качестве будущей специальности, что называется, «не греет», можно выбрать и другое направление. В той же 177-й школе есть филологический профиль.
В конце концов, можно перейти в другую школу с «углубленкой». Система углубленного изучения отдельных предметов существует сейчас в семи школах Дзержинского района, так что ездить в центр вовсе не обязательно. Акцент на профильное обучение делается сегодня вовсе не из-за моды на образовательные инновации. Профильная подготовка позволяет уже в школьных стенах сделать шаг к профессии, а значит, родителям сэкономить средства, а учащимся время. В школе 169 свою работу оценивают как начало пути. В прошлом году здесь был выпуск первого «медицинского» класса. Девять человек из него пошли по медицинской стезе. Одни в колледж, со свидетельством об окончании профильного класса сразу на второй курс, другие в медицинскую академию. Но и всем остальным знания, полученные в классе и на практике в поликлинике, где школьники выполняли обязанности младшего медицинского персонала, обязательно пригодятся. И не только в кругу семьи. Некоторые из выпускников, учась в других учебных заведениях, уже сейчас зарабатывают на обучение курсами массажа. В будущем, предполагают здесь, профиль школы, возможно, будет пересматриваться, его выбирают, исходя из возможностей материальной базы школы, учитывая пожелания детей и их родителей. Но в любом случае выбор будет за технологическим профилем. Школа 169 находится на самой городской окраине, и у большинства здешних ребятишек вполне прагматичное желание поскорей встать на ноги и самим зарабатывать деньги. Вероятно, в будущем, когда промышленные предприятия наконец-то поднимутся, а рабочие профессии станут более престижными и денежными, их будут и чаще выбирать, пока же девочки мечтают о профессии парикмахера и визажиста, а несколько мальчиков уже заявили, что хотят получить специальность повара, чтобы в будущем открыть свое кафе.
К трем школам района, имеющим сегодня профильное обучение, в новом учебном году должны добавиться еще восемь. Как говорят в районном управлении образованием, образовательный профиль района станет выразительней, а у школьников Дзержинки появится гораздо больше возможностей выбора.