Новосибирск 11 °C

Автомобиль — не средство, а… повод

19.05.2005 00:00:00

«Правому рулю» вновь грозят запретом

Сегодня российское правительство в очередной раз попытается ответить на вопрос «Как развивать отечественную автомобильную промышленность?» Простой люд, отбросив всякую патетику, перевел его на народный язык просто: «Будут запрещать иномарки!» Причем не все, а те, руль у которых расположен справа и которые на любой вкус, цвет и размер производит государство Япония, не имеющее сколь-нибудь ценных природных ресурсов.

Что может сегодня предложить отечественная автопромышленность — всем известно достаточно хорошо. «Классика« ВАЗа, собранная на базе «Фиат-124» — эта машина была признана «автомобилем года» аж в 1964 и дошла до нас практически без изменений, но с учетом специфики российского производства: ее надо постоянно «подчинивать», «подшаманивать» и вообще быть хоть немного, но знатоком. Следующий шаг автопрома — восьмерки и девятки хоть и были уже переднеприводными, но особым шиком не отличались — шум, скрип, поломки. Даже новинки АвтоВАЗа — машины «десятой» серии — хоть и выглядят достаточно современно, но проигрывают своим зарубежным собратьям по многим показателям. Обновленные «Волги», сменяя одну модель за другой, остаются-таки «чиновничьей машиной» — и по расходу бензина, и по требованию постоянного ухода. «Почившие в бозе» «Москвичи» (модель 412 — это наша «калька» с БМВ 1934 года) сменили «Оды» и «Фабулы», — но, как сказал один мой знакомый: «Снаружи — полный «Форд», внутри — полный «Москвич». Завод АЗЛК («Москвич- 2141», «Святогор», «Князь Владимир» и прочие) вообще прекратил свое существование. Сухой остаток выглядит пессимистично — по сообщениям экономических изданий, на крупнейших автопредприятиях страны происходит затоваривание, в результате чего сокращаются рабочие недели, а на российский автомобильный рынок приходят иностранные производители. «Форд», «Дэу», «Киа», «БМВ» в Калининграде (а недавно и «Тойота» выкупила себе площадку под Петербургом для строительства собственного завода). Плюс импортируемые иномарки, продающиеся в дилерских салонах, отвоевали у отечественного автопрома, по сообщениям специализированных изданий, половину рынка. Каждая вторая новая машина, проданная в 2004 году, — иномарка.

«Праворукие японцы, бывшие в употреблении», массовый ввоз которых начался в страну в начале 90-х годов, пришлись очень кстати и по вкусу многим. Достаточно недорогие, надежные в эксплуатации, комфортные и безопасные, они просто установили свой стандарт, каким должен быть автомобиль. Если оглянуться вокруг себя — многие ли вещи, окружающие нас, соответствуют мировому уровню? Жилье — вряд ли, бытовая техника — на любителя, и, пожалуй, единственное, что могут себе позволить многие, — это подержанную иномарку. Подушки безопасности, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер как стандартная опция, список можно продолжить, плюс огромное количество моделей — от мини-грузовичков до спортивных суперкаров. Недорогие и очень качественные японские машины практически полностью захватили Дальний Восток и успешно теснят «нашемарки» в Сибири. На «тойотах», «мицубиси» и «ниссанах» уже передвигаются не только обычные автолюбители, но и представители всех ветвей власти, а также оперативные и специальные службы. Более того, по статистике, за последние годы резко выросло количество «японцев» и в европейской части России. Ежедневно регистрируют десятки «праворулек» и в столичных отделениях ГИБДД.

Борьбу с ввозом автомобилей с правым рулем российское автолобби ведет уже достаточно давно. Еще в 1993 году правительством России было принято постановление N 79, согласно которому МВД должно было с 1 июля 1993 года прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года — запретить их эксплуатацию в России. Многочисленные акции протеста автовладельцев, прокатившиеся по восточным районам страны, заставили вмешаться в ситуацию президента Ельцина. Запреты были отменены. В августе 2002 года из Минпромнауки в различные министерства и ведомства поступил план мер по развитию отечественного автопрома, предполагающий запретить с 2005 года ввоз иномарок с правым рулем. Введение ограничений объяснялось их повышенной аварийной опасностью. Появление плана вызвало не только протесты автомобилистов, но и повышенное внимание к этому вопросу депутатов Госдумы, которые вызвали главу ведомства Илью Клебанова для отчета. В декабре того же года в письме в Госдуму он заверил парламентариев, что его ведомство против введения ограничений на использование автомобилей с правым рулем.

На этот раз пока неясно, как именно собираются чиновники ограничивать эксплуатацию праворульных машин. По одному из вариантов, со следующего года эти автомобили просто не смогут пройти техосмотр в ГИБДД. Также их не будут ставить на учет. По другому — правительство поставит жесткие преграды на пути ввоза японских автомобилей, введя повышенные пошлины на их таможенную очистку. Возможно, будет сокращен срок с семи до пяти лет эксплуатации машин, облагающихся «льготными» таможенными пошлинами, а машины в возрасте до трех лет причислены к «новым». Какой именно вариант будет предложен на заседании, станет известно только сегодня, и именно поэтому во многих городах пройдут акции протеста.

«В принципе особого криминала в таких машинах нет, — считают многие сотрудники ГИБДД на условиях анонимности. — У них есть две технические проблемы: затруднен обгон на трассе, а фокусировка фар не соответствует российским требованиям. Однако японские машины гораздо безопаснее российских. Достаточно посмотреть на статистику: в Приморье, где большинство машин — праворульные, процент погибших в ДТП людей очень низок по сравнению с другими регионами страны. Конечно, ездить на дорогах с правосторонним движением на машине с правым рулем не очень правильно, но что делать… А вообще, главное не с какой стороны руль, а кто за ним сидит».

В глубине души многие владельцы праворуких машин признают их «ущербность»: все-таки они «не наши». И, думается, с огромным удовольствием пересели бы на нормальный отечественный автомобиль с автоматической коробкой передач, кондиционером, электропакетом, бортовой навигационной системой, если бы кто-то мог его предложить по разумной цене. Пока таких предложений нет. Как нет и нормальной автодороги от Читы до Хабаровска, которую с разной степенью успешности строят и сдают вот уже лет двадцать. Есть лишь очередная попытка — «взять и переделить». Только кто от этого выиграет?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: