«Правому рулю» вновь грозят запретом
Сегодня российское правительство в очередной раз попытается ответить на вопрос «Как развивать отечественную автомобильную промышленность?» Простой люд, отбросив всякую патетику, перевел его на народный язык просто: «Будут запрещать иномарки!» Причем не все, а те, руль у которых расположен справа и которые на любой вкус, цвет и размер производит государство Япония, не имеющее сколь-нибудь ценных природных ресурсов.
Что может сегодня предложить отечественная автопромышленность всем известно достаточно хорошо. «Классика« ВАЗа, собранная на базе «Фиат-124» эта машина была признана «автомобилем года» аж в 1964 и дошла до нас практически без изменений, но с учетом специфики российского производства: ее надо постоянно «подчинивать», «подшаманивать» и вообще быть хоть немного, но знатоком. Следующий шаг автопрома восьмерки и девятки хоть и были уже переднеприводными, но особым шиком не отличались шум, скрип, поломки. Даже новинки АвтоВАЗа машины «десятой» серии хоть и выглядят достаточно современно, но проигрывают своим зарубежным собратьям по многим показателям. Обновленные «Волги», сменяя одну модель за другой, остаются-таки «чиновничьей машиной» и по расходу бензина, и по требованию постоянного ухода. «Почившие в бозе» «Москвичи» (модель 412 это наша «калька» с БМВ 1934 года) сменили «Оды» и «Фабулы», но, как сказал один мой знакомый: «Снаружи полный «Форд», внутри полный «Москвич». Завод АЗЛК («Москвич- 2141», «Святогор», «Князь Владимир» и прочие) вообще прекратил свое существование. Сухой остаток выглядит пессимистично по сообщениям экономических изданий, на крупнейших автопредприятиях страны происходит затоваривание, в результате чего сокращаются рабочие недели, а на российский автомобильный рынок приходят иностранные производители. «Форд», «Дэу», «Киа», «БМВ» в Калининграде (а недавно и «Тойота» выкупила себе площадку под Петербургом для строительства собственного завода). Плюс импортируемые иномарки, продающиеся в дилерских салонах, отвоевали у отечественного автопрома, по сообщениям специализированных изданий, половину рынка. Каждая вторая новая машина, проданная в 2004 году, иномарка.
«Праворукие японцы, бывшие в употреблении», массовый ввоз которых начался в страну в начале 90-х годов, пришлись очень кстати и по вкусу многим. Достаточно недорогие, надежные в эксплуатации, комфортные и безопасные, они просто установили свой стандарт, каким должен быть автомобиль. Если оглянуться вокруг себя многие ли вещи, окружающие нас, соответствуют мировому уровню? Жилье вряд ли, бытовая техника на любителя, и, пожалуй, единственное, что могут себе позволить многие, это подержанную иномарку. Подушки безопасности, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер как стандартная опция, список можно продолжить, плюс огромное количество моделей от мини-грузовичков до спортивных суперкаров. Недорогие и очень качественные японские машины практически полностью захватили Дальний Восток и успешно теснят «нашемарки» в Сибири. На «тойотах», «мицубиси» и «ниссанах» уже передвигаются не только обычные автолюбители, но и представители всех ветвей власти, а также оперативные и специальные службы. Более того, по статистике, за последние годы резко выросло количество «японцев» и в европейской части России. Ежедневно регистрируют десятки «праворулек» и в столичных отделениях ГИБДД.
Борьбу с ввозом автомобилей с правым рулем российское автолобби ведет уже достаточно давно. Еще в 1993 году правительством России было принято постановление N 79, согласно которому МВД должно было с 1 июля 1993 года прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года запретить их эксплуатацию в России. Многочисленные акции протеста автовладельцев, прокатившиеся по восточным районам страны, заставили вмешаться в ситуацию президента Ельцина. Запреты были отменены. В августе 2002 года из Минпромнауки в различные министерства и ведомства поступил план мер по развитию отечественного автопрома, предполагающий запретить с 2005 года ввоз иномарок с правым рулем. Введение ограничений объяснялось их повышенной аварийной опасностью. Появление плана вызвало не только протесты автомобилистов, но и повышенное внимание к этому вопросу депутатов Госдумы, которые вызвали главу ведомства Илью Клебанова для отчета. В декабре того же года в письме в Госдуму он заверил парламентариев, что его ведомство против введения ограничений на использование автомобилей с правым рулем.
На этот раз пока неясно, как именно собираются чиновники ограничивать эксплуатацию праворульных машин. По одному из вариантов, со следующего года эти автомобили просто не смогут пройти техосмотр в ГИБДД. Также их не будут ставить на учет. По другому правительство поставит жесткие преграды на пути ввоза японских автомобилей, введя повышенные пошлины на их таможенную очистку. Возможно, будет сокращен срок с семи до пяти лет эксплуатации машин, облагающихся «льготными» таможенными пошлинами, а машины в возрасте до трех лет причислены к «новым». Какой именно вариант будет предложен на заседании, станет известно только сегодня, и именно поэтому во многих городах пройдут акции протеста.
«В принципе особого криминала в таких машинах нет, считают многие сотрудники ГИБДД на условиях анонимности. У них есть две технические проблемы: затруднен обгон на трассе, а фокусировка фар не соответствует российским требованиям. Однако японские машины гораздо безопаснее российских. Достаточно посмотреть на статистику: в Приморье, где большинство машин праворульные, процент погибших в ДТП людей очень низок по сравнению с другими регионами страны. Конечно, ездить на дорогах с правосторонним движением на машине с правым рулем не очень правильно, но что делать
А вообще, главное не с какой стороны руль, а кто за ним сидит».
В глубине души многие владельцы праворуких машин признают их «ущербность»: все-таки они «не наши». И, думается, с огромным удовольствием пересели бы на нормальный отечественный автомобиль с автоматической коробкой передач, кондиционером, электропакетом, бортовой навигационной системой, если бы кто-то мог его предложить по разумной цене. Пока таких предложений нет. Как нет и нормальной автодороги от Читы до Хабаровска, которую с разной степенью успешности строят и сдают вот уже лет двадцать. Есть лишь очередная попытка «взять и переделить». Только кто от этого выиграет?