За нежеланием детей учиться скрываются самые разные проблемы, чаще всего психологические
Когда учительница в начале урока обводит взглядом класс, она замечает пустые места за партами. Так, эта опять заболела здоровье у нее слабое; этот, видимо, получил спортивную травму: конечно, борьба не прогулка по парку. А что же с этим?.. Она вспомнила понурого, вечно погруженного в свои мысли подростка.
Дениска посмотрел на часы так, уже закончился второй урок. На душе стало муторно, ведь он опять прогулял школу, и в конце концов дома узнают об этом. А может, обойдется? Мальчик пододвинул к себе дневник и аккуратно записал «задание на дом». В сегодняшних клеточках красной ручкой поставил четверку по физике и пятерку по физкультуре. Он тут же поругал себя за такую щедрость. В последнее время, после травмы головы, полученной в школьной драке, Денис часто чувствовал слабость, головокружение. Какие уж тут спортивные достижения?! Мама не поверит
А что будет, когда «классная» донесет на него? Мама, как всегда, раскричится, может даже тумака дать, отчим только посмотрит, как на пустое место, и отвернется. «Ну и пусть!» шептал мальчишка, усевшись на пол за большим креслом и уронив голову на худенькие колени. Но когда стукнула входная дверь, ему показалось, что сердце сейчас выпрыгнет из груди. Мама пришла раньше обычного значит,
Выбирайся, нам нужно
После развода родителей жизнь круто изменилась, мама стала раздражительной, грубой. Даже появление отчима не принесло покоя в их семью, «чужой» почти не замечал мальчика, отношения у них не налаживались. Денис стал чувствовать себя никому не нужным,
Комментарий
Родители очень часто обращаются к психологам с этой проблемой нежеланием детей учиться. Причины могут быть разными например, ребенок плохо видит или слышит, а сидит далеко от стола учителя.
Но помочь детям с нарушениями поведения можно и нужно. Очень эффективна семейная психотерапия, направленная на достижение общей цели. В этом случае такая цель очевидна помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях жизни. После всестороннего анализа проблемы врачи практикуют беседы со всеми членами семьи, индивидуальные занятия с больным. Выяснив, что поведение подростка было своеобразной реакцией протеста против неприятной для него ситуации, помогают ребенку измениться самому. А результатом этого бывает изменение ситуации. Благодаря целенаправленной психотерапии можно научить подростка вести себя более уверенно, твердо, выйти из роли жертвы, которая вызывает у окружающих неприязнь и агрессию. Очень хорошо, если ребенок займется
Постепенно подросток отойдет от своих странностей и душевных страданий, станет
***
Они стояли друг напротив друга, удивительно похожие раскрасневшиеся, взъерошенные, насупленные. Маленькая копия Анны Николаевны, девятилетняя Нина, кричала в полный голос:
Я эту школу не перевариваю! И не пойду туда, хоть убей
Мать не уступала малышке:
Пойдешь, куда ты денешься! Хочешь дурой, неучем остаться?
Сама дура! Не смогла папу удержать, не помогли твои колечки и бантики. Вот и лопаешься от злости.
Такого болезненного укола женщина не смогла перенести и тут же влепила дочери пощечину. Та не задержалась с ответом пнула мать по ноге. И они сцепились в лохматый визжащий клубок. Кто бы мог поверить, что еще два месяца назад они в обнимку ходили по солнечному Сочи, где отдыхали в отпуске, мама выполняла каждое желание Нины, а дочь была как шелковая
Через неделю Нину поместили (с согласия матери) в специализированное лечебное учреждение. Но и там девочке пришлось учиться, что вызывало у нее сильнейшее раздражение. «Даже в психушке есть школа!» возмущалась она и всячески отлынивала от занятий. Когда в очередной раз Нина не пришла на урок, к ней пошла ее лечащий врач. То, что она увидела, потрясло опытного медика: босая, лохматая девочка стояла на четвереньках и
лаяла. Когда врач приблизилась к ней и попыталась успокоить, Нина больно укусила ее за руку. При этом в глазах у нее промелькнуло зловещее торжество. Видимо, она думала, что таким путем ей удастся избежать пытки больницей и школой. Кто же будет держать здесь
Комментирует психотерапевт Сергей Казанцев:
Надо учесть, что лето особый период для школьников. Совместный отдых с родителями, летняя вольница, чрезмерная опека взрослых приучают детей к тому, что они центр внимания. Но вот наступает сентябрь, и приходится снова возвращаться к регламентированной жизни, к ежедневной работе. Ребенок перестает быть «главным», мама и другие близкие уже не бегут по первому его зову. В школе она или он одни из многих, и требования к ним равные. Поэтому осенью смена жизненной ситуации может вызвать у некоторых детей истерики, показное непослушание. Иногда повышается температура, появляется рвота. И, как предполагают психологи, рвота в данном случае это отторжение, непереваривание
Если рассматривать данный случай, то заметно расстройство личности как у девочки, так и у мамы. Истеричное, демонстративное поведение может быть вызвано совокупностью факторов
Другое дело, когда это не просто нарушение поведения, а проявление скрытой депрессии, маниакального психоза, шизофрении. Тогда необходимо соответствующим образом лечить ребенка в условиях специализированного стационара.
Конечно, в том случае, когда речь идет о серьезной психической патологии.