Новосибирск 11 °C

«Я эту школу не перевариваю!»

22.10.2005 00:00:00

За нежеланием детей учиться скрываются самые разные проблемы, чаще всего — психологические

Когда учительница в начале урока обводит взглядом класс, она замечает пустые места за партами. Так, эта опять заболела — здоровье у нее слабое; этот, видимо, получил спортивную травму: конечно, борьба — не прогулка по парку. А что же с этим?.. Она вспомнила понурого, вечно погруженного в свои мысли подростка. С ним что-то не так, нужно позвонить его матери.

…Дениска посмотрел на часы — так, уже закончился второй урок. На душе стало муторно, ведь он опять прогулял школу, и в конце концов дома узнают об этом. А может, обойдется? Мальчик пододвинул к себе дневник и аккуратно записал «задание на дом». В сегодняшних клеточках красной ручкой поставил четверку по физике и пятерку по физкультуре. Он тут же поругал себя за такую щедрость. В последнее время, после травмы головы, полученной в школьной драке, Денис часто чувствовал слабость, головокружение. Какие уж тут спортивные достижения?! Мама не поверит… А что будет, когда «классная» донесет на него? Мама, как всегда, раскричится, может даже тумака дать, отчим только посмотрит, как на пустое место, и отвернется. «Ну и пусть!» — шептал мальчишка, усевшись на пол за большим креслом и уронив голову на худенькие колени. Но когда стукнула входная дверь, ему показалось, что сердце сейчас выпрыгнет из груди. Мама пришла раньше обычного — значит, что-то случилось. Да, ей наверняка стали известны его проделки. Шлепанье домашних туфель все ближе, повеяло ароматом знакомых духов. На плечо Дениса опустилась теплая рука.

— Выбирайся, нам нужно кое-куда сходить, — тихо сказала мама. Она ничего толком не объяснила, но он понял: ему хотят помочь. И это, действительно, необходимо: он подошел к опасной черте, за которой — тревожная пустота. Подросток шел к ней весь последний год.

После развода родителей жизнь круто изменилась, мама стала раздражительной, грубой. Даже появление отчима не принесло покоя в их семью, «чужой» почти не замечал мальчика, отношения у них не налаживались. Денис стал чувствовать себя никому не нужным, каким-то убогим, заброшенным. У него даже осанка изменилась — ходил, опустив плечи, глядя в землю. Постепенно он и в классе стал «белой вороной». Девочки над ним подшучивали, высмеивали каждый промах. Мальчишки не упускали случая задеть, обидеть странного недотепу. Учиться он стал хуже, потерял интерес даже к некогда любимой литературе. Посещение школы превратилось в тяжкую повинность. Конечно, так не могло продолжаться бесконечно, надо что-то делать — это было понятно даже 11-летнему Дениске. Ведь когда он твердил: «Мне все по фигу», то и сам не верил в это…

Комментарий врача-психотерапевта и психиатра Сергея КАЗАНЦЕВА:

— Родители очень часто обращаются к психологам с этой проблемой — нежеланием детей учиться. Причины могут быть разными — например, ребенок плохо видит или слышит, а сидит далеко от стола учителя. Из-за этого плохо усваивает материал, теряет интерес к учебе. Бывают и неврологические проблемы: гиперактивному, как говорят врачи, расторможенному школьнику трудно высидеть на уроке 45 минут, он просто не воспринимает информацию и все больше отстает от программы. Но чаще всего в основе возникшего отвращения к школе — психологические проблемы. Неблагополучные события в семье, разобщенность родителей, недостаток внимания взрослых к младшим обычно отражаются на душевном состоянии ребенка. Усугубляют положение такие дополнительные факторы, как черепно-мозговая травма, астенический синдром. В неблагоприятных психологических условиях у некоторых детей появляются слабость, снижение интересов, постоянно плохое настроение. Такой ребенок может страдать нарушением адаптационных способностей, что негативно отражается на отношениях и в семье, и в школе.

Но помочь детям с нарушениями поведения можно и нужно. Очень эффективна семейная психотерапия, направленная на достижение общей цели. В этом случае такая цель очевидна — помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях жизни. После всестороннего анализа проблемы врачи практикуют беседы со всеми членами семьи, индивидуальные занятия с больным. Выяснив, что поведение подростка было своеобразной реакцией протеста против неприятной для него ситуации, помогают ребенку измениться самому. А результатом этого бывает изменение ситуации. Благодаря целенаправленной психотерапии можно научить подростка вести себя более уверенно, твердо, выйти из роли жертвы, которая вызывает у окружающих неприязнь и агрессию. Очень хорошо, если ребенок займется какой-нибудь творческой работой, увлечется ею, достигнет успеха. При этом повысится его самооценка, улучшится мнение окружающих о нем. Доброжелательное внимание близких, разумная система поощрений, похвал также помогут ему почувствовать себя полноценной личностью.

Постепенно подросток отойдет от своих странностей и душевных страданий, станет более-менее «как все», будет естественно чувствовать себя и с близкими, и с другими детьми. Это, конечно, идеальный вариант. Но в любом случае психотерапия и рекомендованное врачом медикаментозное лечение позволяют улучшить самочувствие ребенка. Даже при более серьезных расстройствах психического здоровья.

***

…Они стояли друг напротив друга, удивительно похожие — раскрасневшиеся, взъерошенные, насупленные. Маленькая копия Анны Николаевны, девятилетняя Нина, кричала в полный голос:

— Я эту школу не перевариваю! И не пойду туда, хоть убей…

Мать не уступала малышке:

— Пойдешь, куда ты денешься! Хочешь дурой, неучем остаться?

— Сама дура! Не смогла папу удержать, не помогли твои колечки и бантики. Вот и лопаешься от злости.

Такого болезненного укола женщина не смогла перенести и тут же влепила дочери пощечину. Та не задержалась с ответом — пнула мать по ноге. И они сцепились в лохматый визжащий клубок. Кто бы мог поверить, что еще два месяца назад они в обнимку ходили по солнечному Сочи, где отдыхали в отпуске, мама выполняла каждое желание Нины, а дочь была как шелковая…

Через неделю Нину поместили (с согласия матери) в специализированное лечебное учреждение. Но и там девочке пришлось учиться, что вызывало у нее сильнейшее раздражение. «Даже в психушке есть школа!» — возмущалась она и всячески отлынивала от занятий. Когда в очередной раз Нина не пришла на урок, к ней пошла ее лечащий врач. То, что она увидела, потрясло опытного медика: босая, лохматая девочка стояла на четвереньках и… лаяла. Когда врач приблизилась к ней и попыталась успокоить, Нина больно укусила ее за руку. При этом в глазах у нее промелькнуло зловещее торжество. Видимо, она думала, что таким путем ей удастся избежать пытки больницей и школой. Кто же будет держать здесь девочку-собаку, роль которой она так ловко исполнила?! А мама наконец-то поймет: ее дочка всегда добивается своего, она в семье главная. Но дело закончилось тем, что методика лечения девочки была изменена, сделан упор на более сильные препараты. И контроль за ребенком стал строже.

Комментирует психотерапевт Сергей Казанцев:

— Надо учесть, что лето — особый период для школьников. Совместный отдых с родителями, летняя вольница, чрезмерная опека взрослых приучают детей к тому, что они — центр внимания. Но вот наступает сентябрь, и приходится снова возвращаться к регламентированной жизни, к ежедневной работе. Ребенок перестает быть «главным», мама и другие близкие уже не бегут по первому его зову. В школе она или он — одни из многих, и требования к ним равные. Поэтому осенью смена жизненной ситуации может вызвать у некоторых детей истерики, показное непослушание. Иногда повышается температура, появляется рвота. И, как предполагают психологи, рвота в данном случае — это отторжение, непереваривание какой-то ситуации.

Если рассматривать данный случай, то заметно расстройство личности как у девочки, так и у мамы. Истеричное, демонстративное поведение может быть вызвано совокупностью факторов — конституционно-генетическими, наследственными причинами и, вероятно, соматическими заболеваниями. Даже минимальная мозговая дисфункция вызывает проблемы с поведением, успеваемостью, общением. У девочек чаще, чем у мальчиков, возникают эмоциональные реакции в ответ на сложные жизненные ситуации. Обычно красивые, яркие, эгоцентричные, они играют роль эдакой маленькой принцессы. «Не хочу и не буду!», «Не пойду в школу!», «Болею, не могу учиться» — это можно слышать от них постоянно. Но проходит день-два, и они переключаются на другие впечатления, с ними можно (при спокойном, доброжелательном общении) обо всем договориться — в том числе и о посещении школы. Анализ и устранение причины асоциального поведения, улучшение отношений с родными обычно помогают вернуть ребенка к учебе.

Другое дело, когда это не просто нарушение поведения, а проявление скрытой депрессии, маниакального психоза, шизофрении. Тогда необходимо соответствующим образом лечить ребенка в условиях специализированного стационара.

Конечно, в том случае, когда речь идет о серьезной психической патологии.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: