В Новосибирске немало замечательных коллективов, работающих в народной манере. Сибирский народный хор, «Рождество», «КрАсота», «Белые росы», «Частушка» и «Вечерка». Каждый из них имеет собственное лицо и несет многогранный образ русского народного творчества. Однако ансамбль Светланы Смоленцевой «Чалдоны», чей юбилей исполняется в эти дни, особое и неповторимое явление.

Все начиналось двадцать лет назад, когда в ДК им. Клары Цеткин был создан ансамбль «Голоса Сибири». Его организатором и вдохновителем был Геннадий Заволокин, а хормейстером Светлана Смоленцева. На базе этого коллектива в сентябре 1989 года появился ансамбль «Чалдоны».
Откуда такое название? Нет, это не коренные сибиряки. Они,
Выступает ансамбль «Чалдоны» |
Помыкавшись сама с баяном по городам и весям в качестве певицы и композитора, я увидела, что народная культура находится на самом низком уровне, говорит Светлана Смоленцева. Именно в то время появилась мечта создать коллектив, чтобы у него было свое лицо, чтобы мы были не похожи ни на один другой коллектив. В том числе Сибирский хор, хотя я глубоко благодарна ему, потому что получила в нем великолепную школу для себя. Это было потрясающе творческое и светлое время. Андрея Порфирьевича Новикова я не просто помню как доброго человека. При нашей последней встрече с ним, когда он был в тяжелом состоянии, все планы он строил на моей фамилии. Но трагическая смерть не позволила свершиться его планам. И, скорее всего к лучшему. Я благодарна теперь судьбе, что у меня есть свой коллектив, есть то, чем я хочу и люблю заниматься. Эти эксперименты, которые мы сегодня делаем на сцене, никого не шокируют, мы идем вперед и не останавливаемся на достигнутом. Например, после замечательно исполненной русской народной песни исполняем французский канкан.
Любой творческий коллектив по разным причинам переживает кризис. Но такого коллективу Светланы Смоленцевой удалось избежать. В чем загадка? Да все просто.
К тем девчонкам и парням, кто уезжает за границу, я отношусь очень плохо. Для того, чтобы была крепкая семья, нужно узнать человека. Понять его суть и характер. Наша женщина привыкла готовить, стирать, ухаживать за домочадцами. Но вот мы были в Швейцарии, и в это время проходила забастовка женщин. Они шли по улицам города, били в кастрюли и требовали равных прав с мужчинами, требовали работы. И мне показалось тогда, что им просто делать нечего. Может быть, я не права, но то, что мы творим в собственной стране, интересно только нам, россиянам, и никому другому. И это здорово, потому что мы великий народ.
Совсем определенное качество приобретает коллектив, когда он приезжает в Китай или во Францию. Тамошней публике нужны шарм, яркость, пестрота, бижутерия. Нам приходится зарабатывать. И поэтому в программе всегда это есть. Кстати, я благодарна судьбе, что у меня есть замечательный балетмейстер Владимир Перлин, который мало того что широко образован, эрудирован, но генерирует и воплощает массу новых идей. Уверена, что поэтому в ансамбле нет «текучки».
Нечего скрывать, у Светланы Смоленцевой есть много оппонентов. Главным аргументом их нападок является «предательство народного творчества». Это странное определение звучит как в устах аутентичных фольклористов, так и завзятых эстрадированных «народников» типа Бабкиной и Кадышевой.
Светлана Смоленцева не боится остаться на обочине. Ее коллектив всегда при деле. Потому что всегда помимо канкана ее артисты могут легко исполнить традиционный фольклорный материал. И я не знаю другого такого человека, который так, как Смоленцева, был предан народному искусству.


