В Новосибирске прошли показы скандального спектакля «Монологи вагины»
Вместо рецензии
В Москве с «Монологов» начинают уходить через полчаса после начала спектакля. Новосибирск не стал исключением. Первыми партер камерного зала филармонии покинула сплоченная группа из пяти крепко сбитых и коротко стриженных «пацанов» с негодующе-разочарованными лицами. «Клубнички» в меню не оказалось, а слушать воспоминания еврейской бабушки, жизнь которой оказалась исковерканной из-за неудачного сексуального дебюта, им оказалось неинтересно. Девушки потянулись из зала чуть позже когда речь пошла о переживаниях периода полового созревания. Ну нельзя же так, со сцены и об этом! И вообще, «месячные» это прилагательное от слово «месяц». Именно так объяснили значение этого слова одной из героинь пьесы.
Героинь было много. Около двухсот девочек, девушек, женщин разных национальностей, профессий и сексуальной ориентации. На основе интервью с ними американка Ив Энцлер написала пресловутые «Монологи вагины». И несколько лет читала их сама театры отказывались брать пьесу, рекомендовали сменить название (оказавшееся в итоге «суперкассовым»). Сейчас пьеса переведена более чем на 30 языков и идет в 56 странах мира.
Черный «кабинет», три ярко-красных кресла, с которых почти не встают молодые актрисы Вера Воронкова, Анна Галтнова и Екатерина Конисевич, именно им финский режиссер Йоэл Лехтонен доверил поведать России о сокровенном и потаенном. «Вокруг вагин не меньше тайн и загадок, чем вокруг Бермудского треугольника. Вестей оттуда не поступает».
Героини «Вагины»
Ювелирная работа актрис, мягко и проникновенно повествующих о тех вещах, о которых говорить не принято. При этом не скатываясь в пошлость. Женское интимное это вам не только секс-любовь, эротические фантазии и прочая романтика (этого-то как раз в спектакле нет, он скорее подчеркнуто асекуален). Это маленькие гинекологические драмы, это физиология, боль, стыд, физические и психические травмы. От фарса монолога «негодующей вагины», яростно обвиняющей всех своих врагов (главные из которых: гигиенические тампоны, холодные гинекологические инструменты и трусики-стринги), к трагедии. Что чувствует боснийская крестьянка, которую насилуют автоматом в лагере для военнопленных? Выстрелят? Или просто проткнут нутро насквозь? И напряженная тишина в зрительном зале
Не знаю, как у Ив Энцлер хватило смелости расспрашивать об этом десятки женщин Боснии, но один этот эпизод, пожалуй, уже может снять извечный вопрос: «Монологи вагины» искусство или спекуляция на табуированной теме. Это искусство, и это, пожалуй, самое откровенное и пронзительное, из всего, что говорится сегодня на тему «женщина и война».
С остальным сложнее. В мире «Монологи вагины» скорее общественно-политическое, нежели культурное событие. Спустя пять лет после премьеры Энцлер основала движение V-day. V это еще и «Виктория», так что получается что-то вроде «Дня победивших вагин». А пьеса стала манифестом V-day и, если говорить шире, всех женщин, которые борются за свои права, что в США чрезвычайно популярно.
Россия не Америка. Перефразируя Ильфа и Петрова, можно сказать, что женщины у нас есть, а вот женского вопроса нет. Мы не боремся за свои угнетенные права, не обвиняем мужчину в сексуальных домогательствах за то, что он на нас «так посмотрел» или «не так посмотрел», и пока еще не считаем, что прекрасный пол должен сравняться с сильным во всем, включая сакральное умение, я извиняюсь, писать стоя. (Это почему-то особенно задевает феминисток и с их подачи уже началось производство специальных приборов, позволяющих исправить эту природную несправедливость.) Все это для нас заокеанские странности, поэтому минимум треть пьесы Ив Энцлер пошла «мимо кассы». Кабинеты психоаналитика; групповые тренинги интимного самопознания; идеи о том, что женщина и не женщина вовсе, если минимум раз в месяц не раскорячивается перед зеркалом, дабы разглядеть свое «сокровенное»; твердо сложившееся убеждение, что получать удовольствие от интимного общения с мужчиной «неполиткорректно». В общем, довольно познавательный экскурс на тему «как живет американская женщина», оно же прививка от феминизма (хотя в теории призыв к раскрепощению).
А основной тезис спектакля, «женщина = вагина» (и наоборот), можно принимать или не принимать. Главное не зацикливаться и помнить золотые слова пятилетней девочки, которая на вопрос Ив Энцлер о том, чем ее (девочки) вагина отличается от других, ответила: «У нее есть мозг».