Новосибирск 1.4 °C

Ах, водевиль, водевиль, водевиль!..

25.04.2006 00:00:00

В театре «Старый дом» — премьера спектакля «Лев Гурыч Синичкин»

Последний раз в новосибирских драматических театрах водевиль, если нам не изменяет память, ставился лет пять назад. Это был спектакль «Беда от бедного сердца» в театре «Глобус». Режиссер Григорий Дитятковский, рассудив, что вряд ли сегодняшний зритель будет лить слезы над тем, что трогало чувствительные сердца полторы сотни лет назад, изрядно поэкспериментировал над материалом. На сцене появились девушки, катающиеся на велосипедах, пожарники в балетных пачках и на пуантах… Одним словом, от доброго старого водевиля осталось мало что.

Лиза Синичкина — Елена Гурина. Фото Сергея ПЕРМИНА

Главный режиссер «Старого дома» Станислав Таюшев, поставивший «Льва Гурыча…», напротив, подошел к пьесе г-на Ленского с полной серьезностью. И водевиль на сцене «Старого дома» явил себя в полной неприкосновенности, без всякого пародийного подтекста — с наивными песенками-куплетами, остротами, смешными положениями, милыми глупостями и нравами провинциального театра.

Естественно, с Таюшевым будут согласны далеко не все и обязательно найдутся те, кто считает, что подобный юмор устарел, и с сегодняшней публикой нельзя работать в таком формате. Главрежа «Старого дома» не раз обвиняли в консерватизме. Но он упрямо гнет свою линию. И заявив вначале сезона, при вступлении в новую должность, равнение на русскую классику, остается верен себе. Причем русскую классику, поставленную строго по тексту. А режиссерских «парафразов», считает он, малочитающий зритель может просто не понять, хотя бы потому, что часто просто не знаком с первоисточником…

Итак, добрый старый водевиль! Чудаковатый папенька; талантливая дочка; самовлюбленный ловелас — соблазнитель молоденьких инженю; вальяжный покровитель актрисок; стареющая примадонна театра, амбициозные литераторы, провинциальные актеры, играющие в чудовищных пиесках с привидениями и утопленницами…

Примадонна Сурмина — Вера Сергеева, Драматург — Владимир Казанцев. Фото Сергея ПЕРМИНА

Многие из этих картинок, кстати, в свое время были списаны Дмитрием Ленским с натуры, а каламбуры и шутки позаимствованы с заседаний в знаменитой кофейне г-на Печкина, которая находилась на месте теперешней гостиницы «Москва». Кофейня была пристанищем артистов, ученых, литераторов и считалась самым умным и острословным местом в Москве. Будущий автор бессмертного водевиля просиживал здесь с утра до позднего вечера и если уж начинал острить, то унять его было трудно. Мишенью дружеских шуток был одно время актер Петр Максин, который выбрал оригинальное амплуа — играл мертвецов и привидения… Так что понятно, откуда у истории с утопленницами и привидениями уши растут…

Признаться, когда музыкальные спектакли ставятся в драматических театрах, с особенным трепетом ждешь, когда актеры вдруг запоют. Исполнение куплетов требует, если не оперного, то какого-никакого голоса. С этим у актеров «Старого дома», отдадим им должное, все нормально. Сам режиссер признается, что сложность постановки легкого спектакля для него была именно в том, чтобы сделать его легким. «Мы попросту отвыкли от легкости, развлекательности и простоты, все норовим залезть в проблемы, — говорит он. — А надо просто уметь расслабиться и получать удовольствие…»

У серьезной публики, кстати, отношение к водевилям всегда было несколько предвзятым. А напрасно! В свое время жанр почитался весьма и весьма. Известно, например, что водевилями грешил сам Некрасов, написавший их целых пять, правда, под псевдонимом. А Грибоедов и вовсе однажды заявил: «Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль!»… Правда, г-да Гоголь и Белинский, напротив, водевили не миловали. Гоголь ругал их прежде всего за то, что они были переделками с французских. А нашему тучному купцу с широкою бородою, считал классик, не знающему на своей ноге ничего, кроме тяжелого сапога, не дело обряжаться в узенькие башмачки и чулки a jour и танцевать французскую кадриль. Нынешним авторам многочисленных телевизионных шоу и сериалов, переделанных с американских и прочих импортных образцов, тоже было бы совсем не бесполезно познакомиться с мнением автора «Мертвых душ»…

Так что времена, как говорится, меняются, а проблемы остаются. Как остаются и люди, с их непомерными амбициями и страстями. А раз так, то стоит ли говорить о том, что старинный русский водевиль пора в утиль! Публика, кстати, над шутками задорно смеется. И актеры играют с явным удовольствием.

Так что пожелаем новому спектаклю полных сборов, а режиссеру — новых идей…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: