Субботние встречи
Новосибирский кинорежиссер Виктор Серов снял фильм о людях и памятниках Чуйского военного тракта
«Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам, пишет Василий Шукшин в киноповести «Живет такой парень«. Такой суровый и такой рабочий тракт». Именно таким предстал он в фильме Виктора Серова «ЧВТ: люди и памятники».
ЧВТ: будни, работа, жизнь и иногда смерть
«Люди бывают трех категорий: кто жив, кто мертв и кто едет по дороге». С этой фразы начинается получасовое кинопутешествие по Чуйскому военному тракту именно так официально называлась дорога, построенная в 1934 году «простыми советскими заключенными» на месте древнего пути караванов. Одна из красивейших дорог России. Самая, пожалуй, знаменитая. И одна из самых опасных.
На экране сменяют друг друга крутые подъемы и спуски, неожиданные повороты, глубокие пропасти, внезапно открывающиеся просторы и узкие серпантины. Большегрузные машины. Стадо коров. Бурные гневные реки сменяются идиллическими равнинами, трепещут на ветру тряпочные полоски приношения духам Алтая. Зазор между мирами, где свое время, свое пространство, свои люди и свои законы.
Я хотел передать особенность Чуйского тракта, его необыкновенность со всех сторон, его особую ауру, особенность тех людей, которые там живут, и, разумеется, коснуться той истории, в которой он существует, рассказывает Виктор Серов, член Союза кинематографистов России, генеральный директор Западно-Сибирской киностудии. Он же режиссер, продюсер и автор сценария «ЧВТ». Мы снимали фильм почти год съемки начались в феврале 2004 года и закончились в декабре 2005. Одиннадцать месяцев это довольно много для небольшой трехчастной картины, но (как и говорит в фильме известный оператор Борис Травкин) такую картину нельзя сделать «наскоком». На Чуйский тракт надо приезжать, и приезжать, и приезжать Материал насыщен и событиями, и людьми, и географией. Мы побывали в таких местах, куда простой человек практически не может проехать, это граница с Монголией и Китаем, и для того, чтобы туда проехать, надо оформлять документы в пограничных службах. Проехать туда очень тяжело, но мы ездили и летом, и зимой.
Обычно, снимая Алтай, говорят или о красотах этих мест, или о мистической ауре и древних богах, либо об экстремалах покорителях горных вершин и бурных рек. Виктор Серов снял фильм о тех, для кого Чуйский тракт будни, жизнь, работа. И иногда она заканчивается смертью.
И стоят вдоль дороги памятники. Памятники погибшим в авариях шоферам. Среди них памятник легендарному Кольке Снегиреву, отчаянному шоферу, воспетому Михаилом Михеевым, а за ним Василием Шукшиным. До гибели Михаила Евдокимова история Кольки была, пожалуй, самой известной трагедией Чуйского тракта. Но и «просто жизнь» на тракте балансирование на грани трагедии, щель между жизнью и смертью. «Кто жив, кто мертв и кто едет по дороге».
Эта фраза принадлежит не мне, рассказывает Виктор Серов, я ее очень давно где-то прочел. И на самом деле в оригинале она звучит так: «Люди бывают трех категорий: кто жив, кто мертв и кто плавает в море». Но в разговорах с людьми о работе водителя и их труде я слышал и такую интерпретацию. И эта тема возникла не случайно, она мне очень дорога.
«Мы говорили с героями фильма на одном языке»
Дело в том, что в своей жизни я много лет шоферил. Я водитель первого класса, у меня права открытой категории и я имею право водить все, что ездит по земле: и автобусы, и поезда, и большегрузные машины. Я много проработал и на Северах, и в Арктике. Это было достаточно давно, но если бы в моей жизни не было этого шоферского труда, такого насыщенного и яркого, мне было бы гораздо сложнее понять тех людей, которые ездят по Чуйскому тракту, и сложнее было бы с ними разговаривать. А так я говорю с ними на одном языке и они сразу это видят. И от этого сразу возникают и доверие, и возможность заглянуть куда-то туда, куда человека постороннего или просто поверхностного даже не пустят.
По Чуйскому тракту я ездил много, но не как шофер, а на своей машине. Ощущения совершенно особенные. Чуйский тракт опасный. В нашем фильме муж с женой, алтайцы, семья Топтыгиных, рассказывают о том, что они ездят в Горно-Алтайск за покупками, они каждый раз молятся. И так каждую неделю, всю жизнь, с рождения. Несмотря на свою ауру хорошую, доброжелательную, благостную, я бы сказал даже божественную Чуйский тракт очень опасен и не любит поверхностности, не любит легкомыслия. Легкомыслия никакая дорога не прощает, но этот тракт особенно, поскольку дорога чрезвычайно сложная, и с ней надо быть осторожным.
А что такое памятник? За каждым памятником стоят люди и история. Многие истории вошли в картину, какие-то нет. Например, одна удивительная история, я про нее думал, что она будет заметным эпизодом фильма, но она в него в итоге не попала. Несколько человек в разных концах Алтая мне рассказали о событии, которое связано с периодом тридцатых годов, когда Чуйский тракт строили политзаключенные. Было это как раз на стыке Монголии и России. И люди до сих пор рассказывают о конфликте заключенного с охранником. Кем они были, в чем была суть конфликта неизвестно, неизвестно даже, что было дальше с этими людьми, остался ли жив заключенный. Но он был человеком необычайной силы и после ссоры в сердцах засадил в расселину скал толстенный лом, которым переворачивали и раскалывали камни. И так глубоко воткнул, что лом этот не смогли вытащить, и он торчит там до сих пор. Нам захотелось это увидеть, мы оформили пропуск, поехали через загранпосты, нашли те скалы и излазили их буквально на коленках, но лома так и не нашли. А на обратном пути, уже возле Ташары, встретили на заправке одного местного рабочего, алтайца. Им, местным жителям, разрешено ходить в приграничную зону, пасти там скот, он бывал в тех местах. Говорит: «Я в прошлом году там коров пас лом стоял! Он должен там быть!!». Но мы его так и не нашли. Но если бы был это был бы еще один памятник.
Как ни странно, над этой картиной нам работалось очень легко. На самом деле каждая документальная картина тяжелейший труд. Всегда думаешь, что будет одно, а получается совсем по-другому. Сценарная заявка утверждается за год до начала производства картины, а потом ты приезжаешь и видишь, что все изменилось. И надо изворачиваться, придумывать на ходу, не изменяя первоначального замысла, или интерпретировать его так, чтобы получилось не менее интересно. В результате обычно в документальном кино меняется как минимум половина эпизодов. А здесь редкий случай, когда работалось легко, радостно и очень удачливо. Срывов не было, что хотелось все получалось. Более того когда производство фильма уже началось, то, к кому бы мы ни обращались, куда бы мы ни заехали, обстоятельства складывались благоприятно, и люди были доброжелательны, столько помощи мы получили я думаю, это аура самого тракта.
Сцепим пальцы крестиком
Работа над фильмом была закончена в марте, но даже сотрудники Западно-Сибирской киностудии впервые увидели готовую ленту всего три дня назад, когда на студию пришла пленка, отпечатанная на киностудии имени Горького (теперь все новосибирские фильмы печатаются там). И какой будет прокатная судьба новой работы Виктора Серова пока неизвестно. Поскольку фильм снят по заказу государства, то все материалы (даже те, что не вошли в фильм) отправятся на вечное хранение в подмосковные Белые Столбы, в хранилище Госфильмофонда России. Но это для потомков, не для зрителей. В течение двух лет фильм будет предлагаться для участия в российских и международных фестивалях документальных фильмов. Первым из них может стать «Россия» крупнейший отечественный фестиваль, проходящий осенью в Екатеринбурге. На столе у Серова уже лежат бланки заявки на участие. Но и широкая публика, скорее всего, сможет увидеть «ЧВТ: люди и памятники» в ближайшие месяцы по телевизору.
Сейчас телевидение это коммерция, это бизнес и меньше всего искусство, говорит Виктор Серов. Но тем не менее мы уже договорились с одним из местных телеканалов, что он будет показывать наши премьерные работы и ретроспективы. Канала я пока не называю официально договоренность еще не подписана, но это должно случиться в ближайшее время.
Сейчас практически все ленты Западно-Сибирской киностудии рано или поздно попадают на канал «Культура» единственный телеканал, проявляющий системный интерес к документалистике. Но смотреть его могут далеко не все. Остается держать пальцы крестиком и надеяться, что вскоре все новосибирцы получат возможность не выходя из дома знакомиться с последними работами нашей киностудии. Тем более что, если судить по полным залам фестиваля «Встречи в Сибири», интерес к документальному кино в нашем городе в последние годы заметно растет.