Побродить по Вселенной

23.09.2006 00:00:00

Календарная дата: 160 лет назад была открыта планета Нептун

Ежедневно и еженощно многие астрономы-любители обшаривают в телескопы звёздное небо в надежде что-нибудь открыть

Нет такого человека, который хотя бы разок не подумал, взглянув на темное звездное небо: как далеко оно простирается? Что сейчас на нем происходит? А что за ним? Но есть люди, которые, подумав так, тут же, учуяв носом запах жареного, отправляются на кухню, и есть другие, кто не прекращает искать ответы на эти вопросы. Это — астрономы-любители, в числе которых — писатели, бизнесмены, политики, рабочие, педагоги, студенты… Впрочем, проще сказать, кого среди них нет.

Беспокойный космос манит… спокойствием

Сергей Масликов: «Взгляните один раз в телескоп, и вы уже не сможете не смотреть на звезды«.

— Каждый к астрономии идет своим путем, — уверен Сергей Масликов. — Есть среди нас люди азартные, честолюбивые, которые спят и видят себя открывателями нового небесного тела или явления. А есть полная им противоположность. Вот я, например, у телескопа просто отдыхаю. Уезжаю в конце недели за город и с нетерпением жду наступления ночи, чтобы взглянуть на звездное темное небо, побродить по нему. Оно ведь не замерзшее навек, там постоянно что-то происходит — это очень интересно. Но, тем не менее, своими постоянными всплесками событий оно успокаивает.

Подсчитать, сколько в Новосибирске его единомышленников, невозможно. Тем более сейчас, когда приобрести телескоп можно по вполне доступным ценам — от четырех тысяч (дешевле привычного многим цифрового фотоаппарата). Сергей Юрьевич говорит, что 220 участников Сибирского астрономического форума «Сибастро-2006» для участия в нем — это лишь капля в море. А сам форум подтвердил то, о чем уже было сказано: были и мэтры — Леонид Леонидович Сикорук, например (добрая половина участников форума заслуженно может причислить себя к его ученикам) и дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко, а были и делающие первые шаги школьники; больше всего приехало новосибирцев, но были и гости из Омска, Томска, Новокузнецка, Барнаула и даже из Павлодара и Алма-Аты.

Сергей Масликов у телескопа отдыхает. Фото автора

Конечно, главной целью слета было общение. Форум потому и первый, что астрономы-любители Сибири впервые собрались вместе. Правда, чужими друг другу не были: спасибо Интернету с его многочисленными форумами по этой теме. И еще проходит всероссийский слет в Москве, на который, правда, попасть из Зауралья может не каждый: дорого все-таки и времени не всегда хватает. А тут — всего несколько часов езды.

— Главную задачу форум, конечно, выполнил, — с удовлетворением говорит Сергей Юрьевич. — Причем это была не просто «тусовка», как сейчас принято говорить, а именно полезное общение. Ну где, скажите мне, можно найти еще возможность свободно пообщаться с легендарным летчиком-космонавтом Георгием Михайловичем Гречко? Он, кстати, признался, что приехал к нам, несмотря на плотный график поездок и встреч, устроители которых готовы были даже оплатить его участие. «Я приехал, потому что мне это интересно!» — сказал он. А томичи были очень благодарны, что мы предоставили им возможность посмотреть на небо в самые мощные телескопы, которые производит наш завод. Благо ночь была прекрасной, и, как они, прощаясь, сказали: «Мы за одну ночь наблюдали столько явлений, сколько за жизнь не видели!»

Можно ли открыть звезду из кухни?

Распространенное мнение, что астрономия — увлечение для богатых, неверно. Это еще раз подчеркнул побывавший в Новосибирске в августе известный американский астроном Джон Добсон. Его еще называют «звездным монахом». Наверное, потому, что этот 91-летний старец ездит по миру и за здорово живешь учит всех желающих… Нет, не просто на небо смотреть, а мудрости.

— Люди всегда смотрят вниз, никогда не видят того, что над головой, — говорил он. — Если вы посмотрите на небо не стоя, а лежа, вы увидите больше — вы увидите его глубину.

Его еще называют отцом «тротуарной астрономии». Ее урок — или мастер-класс, если хотите, — он провел в Первомайском сквере. Туда с приборостроительного завода привезли несколько телескопов, и все желающие, получив утвердительный ответ на два вопроса: «Что, можно посмотреть?» и «А бесплатно?», могли любопытства ради увидеть небо вблизи.

Кредо мистера Добсона — делать телескопы из мусора. Достаточно обойтись картоном, фанерой и обычным оконным стеклом. Стекло он вырезает в виде круга, шлифует, чтобы придать сферическую поверхность. После этого устанавливает в картонную трубу, приматывает скотчем. А подставку выпиливает из фанеры. В результате, по его словам, можно сделать очень приличный инструмент.

— У нас много его последователей, которые сами делают телескопы даже более мощные, чем производятся серийно, — говорит Сергей Масликов. — У Леонида Титова есть собственный телескоп, сделанный своими руками. Он привозил телескоп на форум, и желающие полюбоваться в него выстраивались в очередь. Так что при желании приблизиться к тайнам Галактики можно, действительно, с балкона или не выходя из кухни.

Найди свою планету

И все-таки нет, наверное, любителя астрономии, которого не грела бы тайная надежда однажды увидеть то, чего не видел до него еще никто. Этот интерес подогревается многочисленными достаточно регулярными сообщениями об открытиях, сделанных их коллегами по увлечению.

— Особенно в этом преуспели японцы, — рассказывает Сергей Юрьевич. — Они организовали целое направление — поиск новых комет. Сделали специальные бинокуляры светосильные, чтобы можно было слабые объекты наблюдать. И каждый вечер и каждое утро — только в это время суток можно наблюдать небо, — выезжают за город и обшаривают все небо. Несколько лет назад была открыта комета Hyakutake японским астрономом-любителем Юдзи Хякутаке (Yuji Hyakutake), в честь которого она и была названа. А у его соотечественника Каору Икейи на счету уже, кажется, шесть комет, открытых лично им.

В астрономическом мире так заведено: комета, открытая любителем, получает его имя. Увековечиться таким образом — чем не повод пренебречь сном одну ночь? Или две. Или три, четыре, пять… Но не получается. Как правило, не получается ни то, ни другое: кометы «разобраны», а бессонная ночь становится нормой на долгие годы.

Случай по поводу. Красноярский любитель активно наблюдать по ночам за звездами увидел вспышку, послал заявку (здесь тоже свой порядок!), но оказалось, что на несколько часов его опередили опять-таки японцы, а Леонид Леонидович Сикорук в 1975 году опоздал с открытием планеты на сутки.

— Огорчительно, конечно, но я думаю, что он недолго расстраивался, — рассуждает Сергей Масликов. — В конце концов, космос его и отвлек от этих мыслей. Я же говорю: он успокаивает. Но чтобы это понять, надо хотя бы раз взглянуть на звездное небо.

Многие занимаются поиском звезд. Например, время от времени появляются новые: вспыхивают. И если раньше она была невидимой даже для самых мощных телескопов, то в момент вспышки ее можно обнаружить любительскими средствами. Профессионалы работают по своему рабочему графику, у них все расписано, а любители могут делать то, что они хотят. И много любителей в последнее время открыли звезды и в нашей Галактике, и в других галактиках. Вспышка может длиться, скажем, с месяц, набирает за это время яркость и потому видна. И когда любитель обнаруживает ее, то информация передается профессиональным астрономам, а те направляют туда уже более мощные приборы и изучают это явление.

Больше всего понаоткрывали, извините, астероидов — это малые планеты, которые движутся в Солнечной системе. Их на сегодняшний день занесено в каталоги, пронумеровано и названо десятки тысяч, хотя количество их на самом деле наверняка много больше. Но сегодня наибольший интерес вызывают астероиды, находящиеся на границе нашей Солнечной системы, там, где находилась самая дальняя до последнего времени планета Плутон. Они, астероиды, и лишили Плутон «планетного» статуса: некоторые из них оказались большей массы, чем он, и Международный астрономический союз решил Плутон больше планетой не считать. Выходит, что теперь Нептун — самая далекая планета Солнечной системы.

В слове «туманность» уже загадка

Наиболее интересны для наблюдения туманности Галактики. Уже сами слова «туманность» и «галактика» таят в себе загадочность и таинственность. Туманность Андромеды не одного писателя заставила взять в руки перо. Одноименная повесть Ивана Ефремова, наверное, знакома всем читателям если не нынешней России, то Советского Союза — точно. Кстати, вспышки на Марсе, с которых началось вторжение марсиан на Землю в романе Герберта Уэллса «Война миров», — это не плод воображения Уэллса. 11 декабря 1896 года, как раз в то время, когда происходили события, описанные в романе, английский астроном Иллинг заметил на Марсе блестящую мерцающую точку, которая вскоре погасла. Причем в истории изучения Марса зарегистрирован целый ряд случаев, когда на поверхности планеты появлялись яркие пятна, очень похожие на вспышки. Среди этих вспышек было отмечено несколько десятков особенно ярких. По их поводу был выдвинут целый ряд разнообразных гипотез и фантастических предположений. Одни ученые считали, что вспышки вызываются отражением солнечных лучей от водной поверхности или покрытых льдом склонов марсианских гор; другие полагали, что они возникают при падении на Марс больших метеоритов. Некоторые исследователи даже допускали, что загадочные вспышки связаны с деятельностью разумных обитателей Красной планеты.

В общем, тем для размышлений космос дает предостаточно.

— Если вы хоть раз понаблюдаете за туманностью Ориона — местом, где рождаются звезды, — то у вас, я уверен, обязательно появится чувство сопричастности к тем процессам, которые там происходят, — считает Сергей Масликов. — А вместе с ним вы лучше представите свое место в мире. Поверьте, каждодневные заботы хоть на какое-то время — пока вы смотрите в телескоп, — отойдут куда-то далеко-далеко. А вы непременно зададитесь вопросом — где мы и кто мы во Вселенной? На самом деле наша Земля — всего лишь песчинка, а когда это понимаешь, начинаешь осознавать, что все вокруг настолько огромно, охватывает какой-то труднообъяснимый восторг.

…И лишь одной планеты невозможно увидеть ни в какой, пусть даже самый мощный телескоп. Одной, но удивительно родной. Ее имя — Земля и она начинается сразу у твоего дома. На ней тоже важно найти свое место. А еще важнее относиться к ней не менее трепетно, чем к далекому Нептуну или другой планете Солнечной системы.