«Вера. Надежда. Любовь» страница для верующих
В православии немало святых считаются покровителями животных
В следующую среду во всём мире будет отмечаться День защиты животных.
Казалось бы, какое отношение этот праздник имеет к духовной тематике, которой посвящена вечёрочная страница «Вера. Надежда. Любовь»? Оказывается, самое непосредственное. Взять хотя бы прочно вошедшее в обиход выражение «братья наши меньшие». Источником его является Евангелие, где приводятся слова Христа: «Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Правда, здесь Иисус, призывая христиан к милосердию, Своими братьями меньшими назвал бедных, нуждающихся людей, но после известных есенинских строчек: «И зверей, как братьев наших меньших » выражение это прочно закрепилось за животными. Сам же день праздника был выбран не случайно.
В тринадцатом столетии жил католический святой Франциск Ассизский учредитель нищенствующего монашеского ордена францисканцев. Святой Франциск вошёл в историю не только как заступник страждущих и гонимых, но и как защитник животных от человеческой жестокости. После канонизации Франциска в католическом мире его стали считать покровителем животных, поэтому участники вышеупомянутого конгресса при выборе Дня защиты животных единодушно назвали 4 октября день памяти святого Франциска Ассизского. В этот день во всех католических храмах будут совершаться торжественные мессы, а в некоторых местах зарождается традиция приводить в костёлы для благословения своих домашних питомцев, в основном кошек и собак.
Два года назад священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами. Представить подобное в православном храме просто немыслимо, хотя и в православии существует немало святых, считающихся покровителями животных.
В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам, святые Флор и Лавр коневодам, святой Никита тем, кто разводит водоплавающую птицу, святой Василий свиноводам и т. д. Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.
Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва. В народном сознании прочно закрепилось тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.
Такого же мнения и известный бразильский писатель Пауло Коэльо, в творчестве которого есть вот такая притча.
«Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конём и собакой (порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи). Дорога вела в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.
Здравствуй. Как называется это прекрасное место?
Это рай.
Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.
Можешь войти и пить, сколько захочешь.
Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.
Очень сожалею, ответил страж. Но животным сюда нельзя.
Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошёл дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот, наконец, увидели некое поселение, обнесённое покосившейся деревянной оградой, а за ней немощёную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из деревьев лежал какой-то человек.
Здравствуй, поздоровался путник. Я, мой конь и моя собака умираем от жажды.
Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю.
Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду.
Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить человека за оказанное гостеприимство.
Приходите, всегда будем вам рады, отвечал тот.
А не скажешь ли, как называется это место?
Рай.
Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай там.
Нет, там не рай. Там ад.
Отчего же вы не запретите им называться чужим именем? растерялся от неожиданности путник. Эта ложь может вызвать страшную путаницу!
Ничуть не бывало. На самом деле, они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто способен предать своих лучших друзей».
Наступила осень, практически все горожане завершили дачный сезон и вернулись к своим городским привычкам, одна из которых чтение газет. Надеемся, что среди тех, кто прочтёт эту притчу и вспомнит, что он оставил на своём дачном участке свою кошку или собаку, немедленно отправится спасать своего брошенного четвероногого друга. Отправится, чтобы не закрыть себе дорогу к месту под названием рай.