Очень скоро коррупционерам придётся задуматься: что толку в деньгах, если их нельзя ни потратить, ни спрятать
Вчера в Новосибирске состоялось заседание круглого стола на тему «Государственная политика в сфере противодействия коррупции (региональный аспект). Проблемы и пути их решения». Инициаторы его проведения фракция партии «Единая Россия» в Государственной думе, Новосибирское региональное отделение «Единой России», администрация Новосибирской области и мэрия Новосибирска. В круглом столе приняли участие депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, губернатор Новосибирской области, руководящие работники Генпрокуратуры, МВД РФ, руководители и депутаты Новосибирского областного Совета и мэрии Новосибирска, представители федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, местного самоуправления, научных и общественных организаций. Мы предлагаем вниманию читателей статью участника круглого стола заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Валентина Бобырева.
Коррупция стара как мир. Историки права знают, что еще в Древнем Риме была учреждена (в 149 г. до нашей эры) специальная комиссия по взяткам и вымогательству среди должностных лиц, настолько это явление допекло тогда всех. Уличенных подвергали штрафу на сумму
На Руси судьи грешили тем же самым, об этом напоминают старинные пословицы: «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Закон, что паутина муха увязнет, а шмель проскочит». Коррупция была и в СССР, но поскольку цензура не допускала обсуждения этой темы, подразумевалось, что коррупции нет.
Что это было за явление? Вспомним конец
Более идеальную среду для коррупции создать было невозможно. Местные власти, испытывая классовую нелюбовь к «кооператорам» (первое время так называли всех предпринимателей), чинили им препятствия, ссылаясь на букву закона. Препятствия снимались с помощью денежных подношений. Скромные чиновники, никогда не видевшие серьезных денег, быстро вошли во вкус тем более что появились неведомые ранее соблазны: «иномарки», сложная бытовая электроника, казино, возможность поездок за границу. Они сразу научились «отстегивать» начальству. Коррупция стремительно поползла вверх.
Следующий толчок коррупции дала приватизация. К приватизации у нас в стране сложное отношение. С одной стороны, она сделала десятки миллионов людей собственниками квартир, дачных, садовых и иных земельных участков. Все это теперь они могут продавать, покупать, дарить, завещать, наследовать. С другой же стороны, акционирование и приватизация промышленной и сельскохозяйственной собственности сопровождались множеством злоупотреблений и практически все они носили коррупционный характер. Это втянуло в коррупционные сети огромное количество чиновников.
С этого времени, то есть примерно с середины
Значительная часть экономических программ на федеральном и региональном уровнях потерпела крах
Коррупция сковывает свободное действие экономических законов рынка, она стала одним из главных препятствий на пути инвестиций, в том числе зарубежных, в нашу экономику. Когда у честного и социально ориентированного бизнеса постоянно вымогают взятки, он превращается в нерентабельный и уходит с рынка. Зато выживает хищнический и криминальный бизнес, рассчитанный на сверхприбыли.
Развившаяся практика назначения на должности государственной и муниципальной службы за взятки ведет к деградации аппарата органов власти и существенному росту непрофессионализма управления. Выборные должности тоже сплошь и рядом превратились в доходные места.
Сказать, что в России нет борьбы с коррупцией, было бы в корне неверно. Законодательная и исполнительная власть, правоохранительные органы ведут ее постоянно. В значительной мере устранено отставание законов
90-х.
юрисдикций, международных трастовых и секретарских компаний, новые варианты финансовых и биржевых мошенничеств с помощью иностранных финансовых провайдеров, действующих в России. Сегодня они фиктивно страхуют риски, под видом перестрахования переводят деньги в офшорные компании за рубеж и так далее. Завтра они придумают
Дело осложняется тем, что наши предшественники в Государственной думе предыдущего созыва допустили непростительную ошибку: в 2003 году, увлекшись идеей либерализации Уголовного кодекса, они исключили из него статью 52 о конфискации имущества. Уже более трех лет имущество у экономических преступников в России не конфискуется. Вместо этого действует система штрафов. К примеру, некто украл 100 миллионов долларов из бюджета, перегнал в офшорный банк на далеких островах, а штраф за это максимум миллион рублей, то есть 38 тысяч долларов. Прочтите статьи
Поскольку во всем мире крупные коррупционные деньги обычно выводятся за пределы национальных границ, действенная борьба с коррупцией возможна лишь при наличии надежно работающего международного сотрудничества. Наша общественность мало знает о том, насколько активное сотрудничество развернулось за последние годы у российских правоохранителей и законодателей с их зарубежными коллегами. Это «дорога со встречным движением». Коррупция стала огромной проблемой в большинстве стран мира. Коррупционные скандалы сотрясают страны «старого» капитализма,
В чем же дело? Неужели все человечество утратило моральные устои?
Поглощенные событиями у себя на родине, мы остались в неведении о мощной волне приватизации (реприватизации), прокатившейся за последние 15 лет по множеству стран. Эта волна обусловила развитие сценариев, сходных с российскими. В странах с самой несхожей историей и культурой идут очень близкие процессы опережающего совершенствования преступности. Ныне коррупционные цепочки легко возникают поверх большинства государственных барьеров. Они имеют фору перед национальными правоохранительными органами, которые не могут действовать через государственные границы. Все большее число корыстных преступлений совершается дистанционно, а улики и доказательства могут находиться в далеких точках мира,
Основная идея обеих конвенций проста: поскольку за изобретательностью преступников угнаться трудно, нужны такие меры, которые просто не дадут им воспользоваться украденным. Поэтому страны члены конвенции обязаны ввести у себя законы, предусматривающие конфискацию преступно нажитого и его возврат в страну происхождения, публичную отчетность должностных и выборных лиц и их родственников, расследование случаев необъяснимого обогащения, выдачу коррупционеров в страну совершения преступления. Очень скоро коррупционерам предстоит задуматься: что толку в деньгах, если их нельзя ни толком потратить, ни надежно спрятать? Россия присоединилась к обеим конвенциям в 2006 году.
Валентин БОБЫРЕВ,
заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности