В «Бродячей собаке» прошел театральный конкурс «Иначе»
Идея была красивой: пусть на один-единственный день актеры профессиональных театров забудут все то, чем они занимаются на работе, и отнесутся к театру как к игре, попробовав себя в совершенно другом амплуа. Пусть актер музыкального театра сыграет трагедию, драматическая труппа поставит балет, а мим запоет
Жеребьевка жанров состоялась 5 марта, и на выход за рамки привычного у участников конкурса было три недели. Результаты были представлены публике и высокому жюри 26 марта, в канун Международного дня театра, в понедельник традиционный актерский выходной. Несмотря на это, количество участников оказалось невелико: на конкурс заявилось семь коллективов, но выступать явилось только пять.
Но тем не менее нехватки «зрелищ» не наблюдалось: конкурсные номера перемежались выступлениями шоу «Галеон» (тщательная реконструкция номеров из классических киномюзиклов), пантомимами Андрея Кислицина (среди прочего показавшего в лицах всю сборную России по футболу от вратаря до тренера) и зажигательным конферансом Павла Полякова и Лаврентия Сорокина. Последние, взяв «третьим» Руслана Вяткина и назвавшись театром «Бродячей собаки», еще и в конкурсе успели поучаствовать, «взяв» в итоге утешительное третье место, определявшееся по результатам зрительского голосования. Кстати, любой зритель имел шанс стать членом «высокого жюри» для этого надо было всего лишь доказать, что ты знаешь и любишь театр. В качестве доказательства предлагалось назвать автора строк «Вставай, артист! Ты не имеешь права/Подохнуть, не услышав криков «браво!». Леонида Филатова не угадал никто, но с облегченным заданием назвать последние строки комедии Грибоедова «Горе от ума» («Ах! Боже мой! что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!») публика все-таки справилась.
Кстати, о публике: у нее была еще одна редкая возможность посмотреть на себя со стороны, поскольку конкурсная работа коллектива Театра Афанасьева, занявшая второе место и вызвавшая овации зала, была исполнена в жанре «зрители», каковые предстали во всей красе: с попкорном, мобильниками и всех объединяющей водочкой.
А обладателями гран-при стала сборная «Красного факела», Театра кукол и «Старого дома», представившая работу, которая единственная «тянула» не на капустные хохмочки, а на полноценное произведение искусства. Вытянув при жеребьевке «мюзикл», актеры представили в итоге что-то вроде экскурса в историю русской культуры, сыграв на сцене «Бродячей собаки» фрагмент «Декларации ОБЭРИУ» с параллельной демонстрацией что есть, с точки зрения обэриутов, театр, что музыка. И все это с песнями, речитативами и «живым» оркестром (соблюдя, таким образом, некоторые «мюзикловые» требования).
Увы, не все участники следовали условиям игры в «Иначе». Так, театр пантомимы «МиМО» (Андрей Кислицин и его протеже из Театрального института) ни на шаг не отошел от излюбленной пантомимы, а театр «Глобус» как-то уж очень оригинально оттрактовал доставшийся им жанр пасторали. По определению это «небольшая опера, пантомима, балет или их отдельная сцена, написанные на идиллический сюжет из сельской жизни», а актеры в итоге представили сценку в духе КВН на армейскую тематику. Было бы это экзаменом по теории жанров «пара» была бы обеспечена. А на конкурсе отделались спецпризом за «дебют».
Вообще, количество призов несколько превышало число участников, так что в итоге никто не ушел обиженным всем достались и букеты, и бутылки, внутрь которых были засунуты денежные призы («не храните деньги в банке, лезьте в бутылку»). Суммы были довольно-таки символическими, но в то же время приятными. Ольга Шабурова, член жюри и по совместительству генеральный спонсор («Коллекция пустяков»), кстати, посокрушалась по поводу того, что ни один из коллективов не смог или не пожелал принципиально отойти от привычного амплуа, что чувствовались домашние заготовки возможно, как раз из-за невеликого призового фонда. И выразила надежду, что в следующий раз (а он обязательно будет) «материальные стимулы» будут помощней а участники, соответственно, покреативней.