Новосибирск

Чуть приподнятый занавес

04.05.2007 00:00:00

Солист Новосибирского театра музыкальной комедии, народный артист России Александр Выскрибенцев исполнил роль… члена жюри главного театрального фестиваля страны

Александр Выскрибенцев

Однажды ненастным осенним вечером в квартире Александра Выскрибенцева раздался телефонный звонок. Женский голос на другом конце провода таинственно произнес: «Здравствуйте, с вами говорит «Золотая маска». Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» невольно вздрогнул — ожила, что ли? Но оказалось — никакой мистики и никакого розыгрыша…

Свой среди чужих

Предложение стать членом жюри престижного театрального фестиваля застало артиста врасплох. Согласитесь, не каждый день вам из столицы звонят «Золотые маски». Александр Тимофеевич оценивает свое состояние тогда, как эйфорию, ощущение растерянности, волнения и восторга одновременно, как будто жизнь преподнесла ему неожиданный, но очень приятный сюрприз.

То обстоятельство, что нынешний фестиваль был тринадцатым по счету, Выскрибенцева нисколько не смутило. Дело в том, что страх перед мистической цифрой 13 артист преодолел еще в прошлом году. Тогда труппа Новосибирской музкомедии играла номинированный на «Маску» спектакль «Фигаро здесь!» 13 числа, а жил Выскрибенцев в Москве в доме N 13 в 13-й комнате. Результатом сей «чертовщины» для Александра Тимофеевича стала заветная «Золотая маска», полученная им за блестящее исполнение роли Фигаро.

К слову сказать, для участия в жюри Национальной театральной премии обычно приглашается мощная группа столичных и питерских критиков и деятелей театра. Представители других, более отдаленных от Москвы, регионов России к «масочному» делу допускаются крайне редко. Вероятно, на этот раз организаторы фестиваля решили сделать исключение, своеобразный респект Новосибирскому театру музыкальной комедии, который в течение нескольких лет увозил из столицы «Золотые маски». Александр Тимофеевич, уезжая в декабре в свой первый «жюрийный» вояж, очень волновался: как его, новичка-чужака, примут мэтры?

— «Член жюри» для меня тоже своеобразная роль, — говорит артист. — Поэтому я еще в самолете выработал тактику поведения в экстремальных ситуациях, которые могли бы возникнуть в ходе общения с будущими коллегами. Вот в таком напряженном состоянии я появился на пороге Музыкального театра имени Станиславского и… вдруг — ой, здрасьте, ой… Я увидел столько знакомых, улыбающихся мне лиц, что моментально «растаял». В результате перецеловался со всеми, даже с теми, кого видел в первый раз…

Договор о неразглашении

Александр Тимофеевич ездил в Москву четыре раза, в течение нескольких месяцев пересмотрел более тридцати спектаклей на лучших театральных подмостках столицы. Артист говорит, что ему повезло: шанс увидеть современный театр во всех его проявлениях выпадает раз в жизни. Сначала члены жюри отсмотрели «тяжелую артиллерию» — оперные спектакли Мариинского театра «Фальстаф», «Поворот винта» и балет «Игра в карты» Большого театра. А потом из Новосибирска приехала «Золушка»…

Сцена из спектакля «Золушка»

— Если честно, от нашей «Золушки» никто ничего сверхъестественного не ожидал, — вспоминает Выскрибенцев. — И вдруг на спектакле случилось чудо. Буквально с первой ноты зал замер, а когда на сцене появились солисты Елена Лыткина и Максим Гришенков, члены жюри «ожили»: «Какие молодцы, что творят!» Ребята чувствовали себя настолько органично и свободно, что повели за собой зал. Они, бесспорно, были лучшими. Кстати, я летел на фестиваль вместе с труппой нашего театра. Вылет самолета задержался на несколько часов, и в результате ребята не успели отрепетировать. Я тогда им очень сочувствовал, а теперь понимаю, может быть, все это к лучшему. Они не успели «перегореть» перед выходом на сцену и «выплеснулись» уже на спектакле.

Убежден, «Масок» за «Золушку» должно было быть больше. Не только за лучший спектакль, но и за лучшую мужскую и женскую роли и лучшую работу балетмейстера. Кирилл Симонов поставил замечательный, захватывающий балет, достойный называться лучшим. Но по законам жанра в один «мешок» все призы не соберешь. В номинации «Работа балетмейстера» «Маску» получил главный балетмейстер Большого театра Алексей Ратманский, а «Лучшей женской ролью» была названа Ундина («Ундина») в исполнении Евгении Образцовой из Мариинского театра. Я, конечно, высказал свое мнение, но большинство членов жюри решило именно так. Кстати, перед началом работы мы подписали договор о неразглашении деталей работы жюри. Может, через несколько лет, когда пройдет пресловутый срок давности, я более подробно расскажу о закулисной жизни «Золотой маски», а пока лишь могу чуть-чуть приподнять занавес.

По словам Александра Тимофеевича, открытием для него стала номинация «Новация», «золото» в которой досталось театру «Дерево» (Санкт-Петербург — Дрезден). Эпатажный спектакль «Кецаль«, где одетые в нелепые наряды актеры с бритыми головами изображали сценки из жизни насекомых, вызвал в зале настоящий ажиотаж. Кстати, одна из актрис театра в свое время занималась в молодежной студии Александра Выскрибенцева при Новосибирском театре музыкальной комедии.

«Так все-таки жюрить — это кайф?» — поинтересовалась я. На что Александр Тимофеевич ответил: «Это счастье для актера, ведь я увидел весь спектр современного театрального мира и, кажется, стал ближе к открытию для себя «формулы успеха».

Наш Фигаро лучше

Конечно, солист Театра музыкальной комедии Александр Выскрибенцев с особым пристрастием смотрел номинированные на «Золотую маску» постановки оперетт и мюзиклов. Как заметил артист, музыкальная комедия — это такой жанр, поклонников которого среди членов жюри престижного театрального фестиваля практически нет. Поэтому судили номинантов предельно жестко, а уж столичная пресса «размазывала» каждый спектакль, как масло по засохшей корочке хлеба.

— Прямо с самолета мы попали на «Маугли» в постановке театра «Московская оперетта», — вспоминает Александр Тимофеевич. — Представьте себе зал, до отказа набитый жующими чипсы детьми. Музыка грохочет в режиме нон-стоп, как на дискотеке, артисты на скейтбордах, звери ревут… Кошмар! Потом театр музыкальной комедии из Екатеринбурга показал «FIGARO», своеобразный ремикс на музыку Моцарта. Пели артисты под «минусовку» — это тоже огромный минус. Мне понравилась работа художника по костюмам и молодые исполнители, вот, пожалуй, и все. Очень хотелось сказать: «Молодежь, аккуратнее надо с классикой обращаться». Я уверен, что если бы наш театр привез на «Золотую маску» спектакль «Дон Жуан. Первая любовь», это был бы очередной успех, ведь достойных конкурентов я просто не увидел…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Родня по переписке