В Новосибирске ресторанов сегодня не счесть. Разные по дизайну, предлагаемой кухне, манере обслуживания и, конечно, форме собственности они тем не менее в чем-то похожи. Днем посетители в них заходят пообедать и поговорить о делах, а вечером отдохнуть. И официанты, музыка, танцы, дым от сигарет обязательные «атрибуты» таких заведений.
Особый клиент
Этот не похож ни на один из них. В нем нет «открыто с
работает до
« он работает круглые сутки. Официантов в нем нет, как нет и громкой музыки, а завсегдатаи в общепринятом смысле крайне редки. Здесь не бывает гастрольных выступлений заезжих поп-звезд и по мраморному полу не шаркают ноги танцующих. Его посетители почти никогда загодя не планируют провести в нем свой вечер: он для них место встречи, ожидания или расставания. Для кого-то он разделительная черта между прошлым и будущим, между прежней жизнью и ожиданием перемен. Это ресторан главного Новосибирского вокзала.
Наверное, не много найдется новосибирцев, которые бы знали, что он никогда прежде не был собственно железнодорожным рестораном, предполагает его директор Алла Пырникова. Хотя, кажется, испокон веков его и называют просто: вокзальный ресторан. Но в советские времена он принадлежал тресту столовых и ресторанов, который лишь арендовал тут помещение, а позже недолго был в структуре ассоциации вокзальных ресторанов. И примерно в одно время после исторического ремонта здания вокзала и создания ОАО »Экспресс-Пригород« тогдашний начальник Управления Западно-Сибирской железной дороги Владимир Иванович Старостенко решил объединить все рестораны на дороге под началом какой-то конкретной железнодорожной организации, которая осуществляла бы торговую деятельность и получала бы прибыль. Так в 1997 году возникла идея присоединить ресторан к компании »Экспресс-Пригород«, что помогло бы гасить убытки от перевозки пассажиров на электропоездах. Однако из этого не следует, что ресторан сам по себе мог бы жить припеваючи. Если бы даже мы в то время попросили в аренду ресторан, то не смогли бы его поднять: нужно было купить много оборудования, мебели, создать рабочие места, и это никакой организации, по моему мнению, кроме железной дороги и «Экспресс-Пригорода», которой было бы это под силу. И при реорганизации мы сразу поставили перед собой задачу: не просто кормить посетителей вкусно, но еще и быстро, и обязательно красиво. Они же народ, совершенно отличный от того, кто посещает обычные рестораны: они пассажиры и встречающие-провожающие, у них и время на счету, и нервы напряжены все это нам надо учитывать.
Картошка для вице-губернатора
Старый вокзальный ресторан пользовался той же репутацией, что и любой другой. Когда в городе их было не так уж много, то порой среди его посетителей было больше любителей выпить-закусить, чем пассажиров и их спутников. А всем, что из этого следует, он доставлял немало неудобств пассажирам и добавлял работы местным милиционерам.
Наталья Борисова и Светлана Пешнина: кухня в стороне от глаз посетителей, но повара и там стараются выглядеть, как на подиуме
Мы перво-наперво решили изменить форму обслуживания посетителей, продолжает Алла Андреевна. Ресторан быстрого питания как раз то, что им необходимо. А раз так, то отпала необходимость в официантах. Изменился ассортимент блюд: мы сегодня, конечно, не принимаем заказы на фаршированного судака, к примеру (хотя наши мастера могут и его приготовить и в особых случаях готовят), но пять первых блюд и десяток-полтора вторых есть всегда плюс фирменные. Главное, чтобы люди выбрали, быстро получили и спокойно и вкусно пообедали или поужинали. Мы заметили, что нашим посетителям больше всего нравится то, что им напоминает домашнюю пищу: скажем, картофель отварной на гарнир популярен всегда.
Повар Елена Шафрановская ас в своём деле, считают её коллеги
Фото Сергея ПЕРМИНА
Кстати, об отварном картофеле. Был такой случай. Приезжала как-то в Новосибирск официальная делегация одного из соседних регионов. В зале для официальных приемов был накрыт стол, соответствующий событию, а что там происходило дальше, работники ресторана, конечно, не знали: у них свои заботы посетителей кормить. А там тем временем был легкий переполох: «потерялся» высокий гость. Вот только что был вроде и нет! Наверху, короче говоря, суматоха, а внизу, в ресторане, обычная работа.
Очередной посетитель представительный мужчина попросил:
Девочки, а можно чего-нибудь домашнего, а?
Что: картошки с малосольными огурцами? пошутили девочки за стойкой и попали в точку.
Давайте! обрадовался непривередливый посетитель.
Пообедал, расплатился и долго благодарил. Может быть, благодарил бы еще дольше, но в дверях появились обыскавшиеся «потерянного» гостя.
Да что вы тут-то! засокрушались еще в дверях. Там наверху столы накрыты, вас все ждут!
Меня здесь девочки так накормили, как я только дома ем! ответил высокий гость.
Лариса Тимшина и её подруги рады угостить посетителей бесплатной квашеной капустой собственного приготовления
Фото Сергея ПЕРМИНА
Посетители у нас очень разные, подтверждает бармен Лариса Тимшина, работающая здесь уже около семнадцати лет. Действительно, домашнюю пищу любит, наверное, большинство. Хотя есть любители каких-то отдельных наших блюд. С Западной Украины частенько приезжают, видимо, бизнесмены, так они сразу говорят: «Девочки, мы опять к вам угоститься вашими колбасками!». Живут в гостинице, а обедать ходят к нам.
Один из постоянных посетителей коммерсант из одной среднеазиатской страны. Знает уже всех девушек по именам, а они уже изучили его вкус. Однажды поинтересовался, почему давно не видит одну из них? Объяснили: мол, со здоровьем у нее проблемы, ждет операции.
Это же дорого сегодня! забеспокоился коммерсант. Может, нужно деньгами помочь?
Другие его соотечественники, менее приспособившиеся к сегодняшней жизни (переселенцы ли, гастарбайтеры ли), заходят в ресторан только за кипятком
Цыгане отдельная категория, очень шумная и беспокойная. Девочки-бармены терпеливо переносят и то, что у тех не принято женщинам обедать за одним столом с мужчинами, и то, что крошек и сора они после себя оставляют больше, кажется, чем заказывают в ресторане
Однажды заходил даже какой-то крутой олигарх. Точнее, сначала его охрана зашла и выстроилась по периметру ресторана, а потом уже он. Только с чем был связан его визит, так и осталось неизвестным: зашел, все внимательно осмотрел и ушел. Может, наслышан был о ресторане центральная пресса о нем писала, решил своими глазами увидеть?..
Всегда трогательно, когда мы видим мам с сыновьями-солдатиками, улыбается повар-бригадир Наталья Борисова. Возьмут у нас что-нибудь по мелочи, а потом мамы достают из сумок специально наготовленное дома. У нас хоть и не разрешается это, но как тут запретишь? Мальчики после солдатской-то каши никак наестся не могут, а мамы с них глаз не сводят!
А еще регулярно заходит в ресторан одна пара. Причем приходят порознь, терпеливо ждут друг друга. Заказывают чай и что-нибудь из сладкого и долго-долго сидят за столиком, тихо беседуя
Девочки, конечно, придумали для себя красивую историю о тайной любви и стараются даже разговаривать тише, чтобы не мешать им беседовать
В общем, нет никакого преувеличения в том, что это особый ресторан из всех, что есть в городе. Здесь люди встречаются, прощаются, строят планы, сожалеют о несостоявшемся и лелеют надежды.
Кто знает, что у каждого из наших посетителей на душе, соглашается Алла Пырникова. Но для очень многих наш ресторан останется в памяти как последнее напоминание о Новосибирске. Мы стараемся, чтобы оно было приятным.