Актеры новосибирского ГДТ, которых в богемной тусовке зовут «афанасьевцами», на прикольные выдумки необычайно щедры: то они сколотят нагло-музыкальную банду «Банкомат» с «попрошайским» уклоном, то выродят к очередному театральному фестивалю изящный капустник. Иногда создается впечатление, что главный режиссер театра Сергей Афанасьев принимает к себе в труппу только тех, кто прошел специальные «юмористические курсы». Вот, к примеру, новые звезды «афанасьевского» небосклона Павел Поляков и Павел же Южаков: у этой парочки даже интервью взять толком невозможно, что ни слово то свежий прикол
Руслан Вяткин и Павел Поляков в творческом экстазе
Но осенью прошлого года попались два весело-креативных Павла со своим другом Русланом Вяткиным из «Глобуса» на глаза очень серьезному актеру «Красного факела» Лаврентию Сорокину. Глянул на талантливую молодежь Лаврентий с профессиональным прищуром и сказал: мол, хватит ребята, «подпольным» юмором заниматься, пора в народные массы выходить. Идей юморных у вас в избытке чем мы хуже хулиганов из «Комеди Клаб»? Предложение Лаврентия упало на плодотворную актерскую почву ребята загорелись. Особенно когда узнали, что на хорошем профессиональном «стебе« можно деньги зарабатывать.
Я среди этой шустрой молодежи за старшего, улыбается Лаврентий. Такая знаете, организационно-сдерживающая сила актерский-то темперамент у ребят буйный, иногда так захлестнет, не остановишь. Они же, черти, импровизируют на каждом шагу. Вот, наше последнее выступление было ужасным Южаков, подлец, забыл начисто весь текст. Выплыли на голой импровизации. Потом за кулисами его чуть не убили
»Организационно-сдерживающая сила« группы Лаврентий Сорокин
Если Южаков и забыл текст, то сделал он это талантливо: даже искушенный театральный народ, который не пропускает ни одного «Стеб-шоу», ничего не понял. Ну, тянет герой Южакова, малахольный помощник режиссера, очень долгую мхатовскую паузу, ну, орет режиссер-Поляков на помрежа так, что глаза из орбит и шея красными пятнами значит так по сценарию репризы надо. Оказалось, что орал Паша Поляков на своего коллегу по-настоящему от злости безысходной, оттого, что талантливая реприза «О жизни театра« конкретно проваливается.
Борюсь я с ними каждый раз, вздыхает «организационно-сдерживающая» сила. И постоянно, когда случается какая-то накладка, падаю грудью на амбразуру выхожу на сцену и начинаю публике морочить голову стихами.
Творческий процесс по созданию забойных реприз Лаврентий Сорокин называет «бормотанием»: садятся ребята в кружок и начинают друг в друга бросаться «мячиками« острот и хохм: этот бросок мимо цели, а вот в этом что-то есть
Потом Лаврентий, как идеолог и главный цензор «Стеб-шоу», начинает все «накиданное» складывать в единую «пирамидку» так и рождаются маленькие спектакли на двух-трех человек с хулиганским уклоном.
Плагиатом ребята не занимаются, даже если что-то и «подворовывают» у «Комеди Клаб», то искусно это маскируют и адаптируют для сибирского зрителя. Взять, к примеру, их знаменитую репризу «Ленин в Монте-Карло»: о том, как великий вождь, начисто проигравшись в рулетку, трясет по мобильному телефону из железного Феликса червончики. По происхождению эта реприза принадлежит «Комеди Клаб«, а вот окончательно зазвучала только в исполнении «Стеб-шоу». Потому что самую забойную ремарку придумала «великолепная четверка»: «Нет денег, Владимир Ильич страна в разрухе», грустно оправдывается Феликс Эдмундович за кулисами. «Так продайте мое бревно!» отчаянно картавит на сцене Ленин-Поляков. «Как Крупскую?!» захлебывается от возмущения «Джига»
Мы сейчас договорились с одним московским юмористом, не будем пока рассекречивать его фамилию, о поставке нам миниатюр, рассказывает Лаврентий Сорокин. Ему было прислано видео с одного нашего выступления, говорят, что он пришел в буйный восторг и пообещал нам писать. Профессиональный автор, это, конечно, совершенно другое дело, но боюсь, что моя отвязная молодежь обязательно будет вносить свои коррективы даже в самые гениальные тексты
Надо сказать, что в актерской речи «постебушек» иногда проскакивает пара словечек из разряда «русского фольклорного», но, честно говоря, у наших новосибирских «резидентов» это выходит изящней, добрее, что ли
Как сказал кто-то из «монстров» нашей новосибирской сцены: «Никогда я не слышал такого веселого, интеллигентного мата!».
Ну, это издержки театрального жанра «stand up», в канаве которого мы работаем, раскрывает секреты Сорокин. «Комеди Клаб» ведь тоже ничего нового не придумали, просто начали работать в этом жанре, который подразумевает некое хулиганство на сцене, как говорится, на грани фола. Главное: не переборщить с острыми словечками, не скатиться в пошлость и элементарную похабщину.
У резидентов с телеканала некоторые шуточки и репризы стали из серии «на уровне пейджера» иногда создается впечатление, что ребята слегка заигрались. Наши же тонко балансируют на «острие юмора», позволяя зрителю расслабиться, но без особого цинизма. Кстати, зритель в «Бродячей собаке« попадается разный впрочем, как в любом развлекательно-увеселительном заведении. Кто-то смотрит «Стеб-шоу» с открытым ртом, иногда даже забывая влить в него очередную порцию горячительного, а кто-то не обращает внимания на сцену и предпочитает искусству общение с друзьями. И поэтому дико орет, чтобы заглушить своим разговором актерские диалоги. А попробуй-ка переорать Павла Полякова, особенно когда он в раж творческий входит
Были у нас случаи, когда приходилось успокаивать особо разбушлатившегося посетителя, вспоминает Лаврентий. Фейс-контроля-то у нас нет, всякие приходят как говорится, с улицы. Вот и начинают орать, мешать нам и публике. Но у нас есть свой, особый метод
Лаврентий просто спускается со сцены, подходит к особо активному клиенту и вежливенько так, с улыбочкой доброй приглашает пройти его на сцену поучаствовать в «постебушках». А там за него берутся Южаков, Поляков и Вяткин: закидывают остротами и вовлекают в хоровод импровизации. Клиент сам убегает со сцены, а потом сидит за столиком виновато-пристыженный: актерский-то хлеб не сладок
Планов у нашей несерьезной организации громадье, делится «крестный отец«. Во-первых, нужно нормальное название нашей группе придумать, а то «Стеб-шоу» это как-то несолидно. Во-вторых, будем работать над новым репертуаром, правда, это очень трудно: Паша Поляков сильно загружен работой в театре, а мы все очень зависим друг от друга. И когда нет одного, то и работы нет.