Некоторые бизнесмены нашли самое эффективное средство вложения денег
Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА
В предыдущей публикации на странице «Вера. Надежда. Любовь» мы рассказывали об истории новосибирского храмостроительства. О том, как возводились храмы в молодом городе на берегу Оби, как они его украшали и как большинство из них в послереволюционное лихолетье были уничтожены. Но прошло несколько десятилетий, и начинающие духовно прозревать новосибирцы вернулись к традиции своих предков — строить храмы. Храмы на Руси строились испокон века, причём, как правило, строились они на пожертвования. Кто же они, российские храмостроители?
Строил церкви и простой народ, вкладывая в дело Божие иногда последнюю денежку, но в большинстве своём российские храмы возводились тщанием зажиточных людей, львиную долю из которых составляли купцы. Многие в Новосибирске считают, что Вознесенский собор, который в народе долгое время назывался Турухановской церковью, построен на средства некоего купца Туруханова. И хотя такого купца в Новониколаевске никогда не было, а называлась церковь так по улице Туруханской (ныне Гоголя), но само появление этой легенды очень показательно: купцы, возводящие храмы, — явление для Руси очень распространённое.
Отчего же рачительные купцы, знающие цену копеечке, поскольку зачастую на этой копеечке сколачивали целое состояние, вкладывали средства в строительство, которое заведомо не приносило им никакой прибыли? Мало того, выводя немалые деньги из оборота, они терпели прямые убытки. Терпели, но всё же строили. Основной причиной такой хозяйственной нерачительности была парадоксальность характера российского купеческого сословия: с одной стороны, жёсткая хватка нелюбимого в народе мироеда, с другой — крайняя богобоязненность. Рисковали купцы в своём деле постоянно, а там, где риск, там и богобоязненность. Обращались купцы к Богу с молитвой, в которой просили хранить их в опасном путешествии, умягчить сердца компаньонов, оградить от разорения, послать удачу и т.п. Получая же просимое, старались Бога отблагодарить, потому и строили храмы, да и не только храмы, но и ночлежные дома, приюты для сирот и богадельни для престарелых.
Немалую долю среди российских храмов составляли и так называемые обетные церкви, то есть построенные по данному Богу обету. И ныне на русском Севере простой народ ставит обетные кресты и часовенки. Обетная церковь в наше время — вещь редкая, но жертвователей, дающих обет помогать церкви, немало. Как правило, это люди, обратившиеся к Богу с просьбой помочь в критической ситуации: серьёзно заболел
Услышав о таком понятии, как церковная десятина, многие на этом и останавливаются — начинают выделять на помощь церкви десятую часть своих доходов. Но со временем, когда стабильно развивающийся бизнес постепенно достигает определённого уровня, некоторых «десятипроцентников» начинает одолевать самое страшное существо, задушившее не одну сотню людей. По ночам жаба давит бедного нового русского конторскими счетами, на которых отложена десятая часть прибыли, превратившаяся за время успешного бизнеса в солидную сумму. И начинаются для бедного жертвователя искушения: а не выглядит ли он глупым со стороны сотоварищей по бизнесу, выводящих свои средства в офшорные зоны, а не включить ли в затратную часть свои расходы на улучшение жилищных условий, на морской круиз для поддержания здоровья и тем самым сократить размер суммы, облагаемой церковной десятиной? И прочие подобные мысли. В христианстве это называется грехом сребролюбия, который, согласно апостолу Павлу, «корень всех зол». Преодолеть подобные искушения не так просто, но безмерно счастлив человек, их преодолевающий. И вдвойне счастлив тот, кому таких искушений удалось избежать изначально, а таковых, жертвующих на храмостроительство от чистого сердца, без оглядки
Из разговора с собеседником, представляющим класс современных
Монастырь, о котором идёт речь, новоначальный женский, и при нём со временем будут открыты приют для девочек, оставшихся без попечения родителей, начальная православная школа и, возможно, социальный приют для молодых женщин, которых удастся спасти и уговорить от совершения греха детоубийства через добровольный аборт. Давайте защитим и укрепим их, если вы сейчас сильны и здоровы, если ваш бизнес процветает. А если всё наоборот, то, уповая на близкое чудо, с верой сделайте свой вклад в богоугодное дело, и вам воздастся. Уверен, что с чистым сердцем, с Божьей помощью, с добрым чувством, с любовью и молитвой всё у нас получится — и дети вырастут добрыми, и храмы будут благолепными, а родина — любимой».
К этим словам остаётся лишь добавить банковские реквизиты прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая села Гусиный Брод, Новосибирского
ИНН 5433147972
р/с 40703810304000000085
Новосибирский Муниципальный банк
к/с 30101810100000000711
в Левобережном РКЦ,
БИК 045017711,
КПП 534301001.