Если бы американские кинопродюсеры задумали снять «Идеальный шторм-2» в тысячах миль от океанского побережья, где-нибудь в России, они бы вряд ли просчитались бы.
Для этого дельцам кинобизнеса нужно было бы открыть Инструкцию по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации и ознакомиться с п. 1. 9: «Железные дороги по степени снегозаносимости следует классифицировать следующим образом.
Особо сильно заносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течение зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью».
Регион определили, а дальше дело техники: искусственный снег в павильонах, искусственный свист ветра...
...Это где-то далеко, в реальной жизни все иначе. Основные службы Западно-Сибирской железной дороги ведут отнюдь не киношную борьбу с настоящим снегом, уборка которого обходится не дешевле искусственного.
Последствия даже таких мощных снегопадов ликвидируются организованно, чему есть объяснение: фигурально выражаясь, сани железнодорожники готовят летом. Возможные погодные неприятности учтены заранее, заложены в планы, утвержденные руководством дороги.
Да и жизнь не стоит на месте. Лет пятнадцать назад на станции Инская под руководством Леонида Александровича Куфарева разработана и изготовлена новая машина - особый пневмоочиститель, аналогов которому (как и нашей погоде) нет в России.
Евгений Малунов, заместитель начальника отдела механиазции службы пути, сообщает, что сегодня на расчистку снега выходят 28 ПОМов. ПОМ - техника эффективная настолько, что пользоваться ею нужно умеючи: разобравшись со снегом, она успешно сметает все на своем пути, в том числе и балластный слой...
Несмотря на столь тщательную подготовку (Сибирь есть Сибирь), в дни сильных морозов, с 5 по 10 января, произошли разрывы стыков. Зафиксировано семь случаев. Все разрывы были вовремя обнаружены.
Пока пассажиры спали, 900 обходчиков морозными ночами следили непосредственно за исправностью путей.
Забитые снегом стрелки в отдельных случаях задерживали движение электричек - максимум 40 минут, но потом они это время нагоняли в пути.
Если бы все неприятности у нас в стране и в городе были бы такими - мы бы жили будь здоров!
А что будет дальше?
Метеоданные на январь таковы: очень сильных морозов не ожидается. Ночью минус 25 будет, но это не так страшно. Это хорошо, потому что снегоуборочная техника (как и любая другая) при температуре минус 35 работает со сбоями, поломки растут в геометрической прогрессии.
Плохо другое: снегопады будут, хотя план января, да и всей зимы, небесная канцелярия перекрыла: при норме снежного покрова 23 см фактически он составляет 67 см.
А ведь зима-то еще не закончилась.
Снять блокбастер о сибирском шторме, видимо, не получится: сибиряки привыкли работать в экстремальных условиях. И железная дорога, несмотря ни на что, функционирует нормально.