Новосибирск 5.6 °C

Новые книги сибирских писателей: «Слово остаётся в силе!»

07.11.2007 00:00:00

Как известно, книги бывают разные.

На протяжении времен самой читаемой и цитируемой книгой мира остается Библия. Самой раскупаемой на сегодняшний день является гаррипоттеровская эпопея Роулинг.

Произведения сибирских писателей к разряду ажиотажных, увы, не относятся. Имена Елизаветы Стюарт, Александра Денисенко, Юниля Булатова, Жанны Зыряновой, Виорэля Ломова известны в узких кругах литературно одаренной, читающей интеллигенции, но практически ничего не говорят человеку, «неутружденному своим необразованием».

Большинство граждан уверены: в нашей стране пушкины давным-давно перевелись, и разве что где-нибудь на далеких берегах солнечной Бразилии обитают Настоящие Писатели. Например, Паоло Коэльо, который однажды даже проезжал через городок N… Впрочем, Паоло Коэльо — это совсем другая история. А сегодня речь пойдет о новых книгах новосибирских авторов.

«Понятна басни суть, как дважды два — четыре…»

Борис ФЁДОРОВ. «Баран и новые ворота»

Басенный жанр, в котором поэты без устали экспериментируют еще со времен Эзопа и Лафонтена, в наши дни большой популярностью не пользуется. И все же, как заметил писатель-фантаст Анатолий Шалин, время не дает возможности отмалчиваться и «подкидывает сатирикам новые темы».

Борис Федоров пишет басни с 2004 года. Кроме того, он известен новосибирцам как автор повестей, рассказов и легенд: сборники его прозы «Катастрофа», «За тучами всегда есть Солнце» вызвали активные читательские отклики.

Например, в гимназии N 8 творчество Бориса Федорова изучают на уроках истории и литературы. Педагоги считают, что в произведениях писателя отражены важные грани ХХ столетия — эпохи, в которой причудливо соединилось катастрофическое и баснословно-абсурдное. К тому же моральные установки басен куда более действенны в педагогическом плане, чем банальные менторские поучения.

Судите сами. Педагог может долго и нудно объяснять подростку, что лучшим украшением человека-созидателя является скромность. Однако усвоит ли собеседник учительские наставления? «Бабушка надвое сказала«… Можно поступить гораздо проще: открыть книгу Бориса Федорова и, не бросая лишних слов на ветер, прочитать вот эти строки:

Стояла высоченная гора.
Вблизи горы была нора.
В ней копошился работяга-Крот,
Проделывая в глубине за ходом ход.
А землю из норы
Вытаскивал к подножию горы.
И оттого у норки
Невольно образовались маленькие горки.
Вот Крот сказал соседскому Ежу:
— Хоть отроду я слеп и вовсе не гляжу,
Однако вижу, я большие горы возвожу.
И оттого-то
на земле и существуют горы,
Что мы, кроты, усердно роем норы.


И люди некие свои
никчемные потуги
Немедля выдают за крупные заслуги.

«Бык-депутат», «Лесная Дума«, «Лис-предприниматель» — все эти басни, названия которых говорят сами за себя, будут хорошим подспорьем любителям острого словечка.

«Александрийский стих дожил до наших дней…»

Галина ШПАК. «АлександриЯ»

Поэзия Галины Шпак — это совершенно особое литературное явление. Минувшим летом поэтесса выпустила новую, очень необычную книгу.

«Что натолкнуло меня на создание книги? — размышляет писательница. — Однажды, как это всегда бывает, совершенно случайно, я перелистывала увесистый том: «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века». Во вступительной статье Дмитрия Лихачева упоминалась «Сербская Александрия« — первый славянский фантастический роман. Я советую всем его почитать: там столько фантастичного, такого, что я просто хохотала! От радости… Оттого что встретилась с людьми тех далеких времен. Мои впечатления столкнулись причудливым образом: когда-то Александр Македонский хотел поджечь дворец Дария, но остановился, пожалел, не поджег (сегодня этот прекрасный дворец обнаружили ученые-археологи). А что происходит в наши дни? Американцы бомбят Вавилон… Я использовала обращение к эпохе Александра Македонского, чтобы поговорить о проблемах дня сегодняшнего».

Как гласит подзаголовок книги, «Александрия» представляет собой «большую сюиту с комментариями и приложениями». «Сюита состоит из трех частей, — поясняет Галина Шпак. — Первая часть наиболее серьезна, вторая напоминает русский лубок (тот же сюжет, но обозначенный иными красками), третья часть — это современные мотивы, но с возвращением в историю».

Какая разница — какие времена -
До нашей эры, в двадцать первом веке?
Куда ни глянь — кругом война, война, война!
Коль боги жаждут, — говорили греки, -
Придется жертву приносить чужим богам…

«Догадливый читатель поймет, что название сборника можно прочитать и так: «Александр и я«. Александр Македонский, разумеется. Почему случилось такое странное? Поэт свободен и гуляет, где хочет, в пространстве и во времени. Если угодно — пространстве-времени. Подробности и смысл — в книжке. Я ее сочиняла серьезно и весело».

На обочину! Обочина -
Это прошлые века.
Мне потрогать время хочется,
Но вокруг — ни огонька.
Время затаилось в дереве
И над ним, в большой Луне,
В каждом доме диво древнее,
Под ногами и во мне.
Чувствую, — летит и тикает,
Замедляется, парит
Вечность — это птица дикая -
Ничего не говорит.

«Сохраняя как огниво Дар…»

Вечера-презентации издательств и новых книг, знакомства с литературными объединениями — все эти мероприятия проходят регулярно в областной научной библиотеке, в «Доме Цветаевой». Завсегдатаи цветаевского дома — особая публика, общество, которое складывалось годами. Как правило, в организации литературных праздников активно участвует Союз писателей России.

«Мы, писатели, принадлежим к единому творческому союзу, поэтому должны знать как можно больше друг о друге, — считает Галина Шпак, постоянная участница подобных вечеров. — Презентации книг — это традиция. Когда-то жизнь в союзе буквально кипела. Писатели старшего поколения (пусть на меня не обижаются нынешние коллеги) были, наверное, более читающими людьми. Поводом для обсуждения служило все, что угодно: книги сибиряков, москвичей, питерцев — все самое новое, самое интересное. А сегодня произошло некое разобщение: встречи в Союзе писателей — это разговоры «между собой«, которые затеваются по красным дням».

Как бы то ни было, книги авторов-сибиряков активно издаются, презентации новинок считаются «красными датами». А малые тиражи — это еще не трагедия для творческих замыслов. Как говорил Василий Розанов: «Книга не должна быть навязчива. Она ни за кем не бегает, никому не предлагает себя. Она лежит и даже «не ожидает себе покупателя«, а просто лежит. Книгу нужно уметь находить; ее надо отыскивать; и, найдя — беречь, хранить».

Что можно добавить к этим словам? Разве что пожелать авторам бережных читателей — друзей-собеседников, которые примут их лучшие произведения «близко к сердцу».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: