Сегодня Сергей Франк занимает пост генерального директора «Совкомфлота». А ранее наш земляк не один год был министром транспорта в российском правительстве. У кого же, как не у него, поинтересоваться нашими перспективами, которые, как полагают эксперты, определяются в том числе и нашим потенциалом мультимодального транспортного узла:
Новосибирск уникальный город. За свою историю ему приходилось ставить много мировых рекордов, потому что, например, создание уникальной, бесподобной транспортной системы это, безусловно, мировой рекорд. И, как транспортник, я могу сказать, что этот рекорд никем побит не будет. Собственно, в результате строительства Транссиба и появились город, а затем область.
Вспомним и потрясающую по своему масштабу перестройку экономики, когда началась война, и нам нужно было организовать тыл. Провести такую масштабную мобилизацию, организовать производство заново, с нуля, в сжатые сроки это же подвиг!
Создание в Новосибирске уникального технополиса Академгородка стало настоящим событием в истории 5060-х годов. Это достижение трудно будет кому-либо воспроизвести, и эта вершина так и останется непокорённым Эверестом. Сама концепция наукограда была в чём-то абсолютно пионерной. Весь мир её воспринял и весь мир стал её в каком-то смысле копировать.
Само развитие Новосибирска как мегаполиса это тоже своего рода рекорд, ведь Новосибирск, начиная, в общем-то, с нуля быстрее всех набрал миллион жителей. Для того, чтобы все эти рекорды состоялись, конечно, нужны были материальные ресурсы. Но главное это люди. Люди, которые всё это сделали! Их путь был усеян не только розами, но и шипами, были и разочарования, можно сказать, даже стрессы в квадрате. Но было сделано то, что задумано. Делали это и выдающиеся руководители, и скромные труженики. Новосибирцы всегда отличались особым сибирским характером спокойствием, солидностью, достоинством, немногословностью в речах и серьёзностью в делах. Так что мы должны сегодня сказать спасибо нашим дедам и отцам.
На юбилей, как правило, не только подводят итоги, но и думают о будущем
Я думаю, необходимо, чтобы были юбилеи. Это ведь на самом деле способ, чтобы люди не забывали сказать спасибо тем, кто всё это сделал. У человека есть память, и главное чтобы она была крепкой. Но юбилей это действительно и хороший повод подумать о будущем. Все новосибирцы, наверное, согласятся, что в конце 80-х в середине 90-х разные были у нас настроения, и, скорее, даже грустные. Рядом Тюмень с нефтью, Кемерово с углём, у кого-то ещё что-то есть, а у нас что? Одна только оборонка и Академгородок. И как же с этим выжить в смутные времена?!
Тяжело было, но уже тогда мы задумывались о будущем. И сегодня события разворачиваются так, что в стране есть стабильность, появился ресурс для развития. Как раз то, что было силой Новосибирской области, сейчас и востребовано. Очевидно, что наше будущее прекрасно, новое поколение должно строить его, учитывая опыт своих предшественников. Очень важно, чтобы молодые новосибирцы, которые приходят сегодня учиться и работать, чувствовали это.
В последнее время много говорят и пишут о том, что в эпоху усиливающейся глобализации Сибирь займёт стратегически важное место в организации международных перевозок. Новосибирск, Красноярск, да и другие города претендуют на ведущую роль. У кого шансы лучше какова ваша точка зрения на этот счёт?
Думаю, что работы хватит всем. Вести разговор в контексте, что лучше Красноярск или Новосибирск Президент использовал такое понятие, как любезная русская забава. Много у нас есть забав, а вот эту рассуждение о том, какой город «центровее» стоит, можно продолжать бесконечно долго
Я повторю: работы хватит всем. Но абсолютно очевидно: Новосибирск это, безусловно, город с колоссальным потенциалом быть транзитным транспортным центром. В этом смысле, при всём уважении к городам, которые находятся в относительной географической близости от Новосибирска, у каждого из них всё-таки нет такого набора преимуществ, как у Новосибирска. Какие бы ни были, скажем так, оперативные сюжеты. Стратегически всё ясно, и в ближайшее время это будет всем очевидно.
Стратегия это на сколько лет вперед?!
Для создания транспортной системы стратегия это взгляд на 2025 лет вперёд. Причем я бы не хотел, чтобы это понимали в том смысле, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»
Если вы хотите создавать систему такого солидного геостратегического значения, имея в виду глобальный, серьезный разворот Европа Азия и Америка Азия, то, конечно, здесь нужны решения, которые ориентированы всё-таки на десятилетия. В такие системы надо закладывать определенные резервы. Например, сейчас меня несколько удивляет комментарий достаточно высоких руководителей, которые считают, что если в сегодняшней перспективе есть какой-то положительный гандикап, то это уже хорошо
Но ведь нужно масштабировать, увеличивать возможности к росту. Многие города и предприятия такими возможностями не обладают: ресурсно, по человеческому потенциалу, по географии. У них есть различные ограничения, но Новосибирск это город с меньшими ограничениями, чем все другие города в этой зоне, которые хотели бы претендовать на роль центра. Нужно уметь объяснить это людям. И тут Новосибирск должен действовать на порядок солиднее.
Россия сегодня игрок в мировой системе или с нами просто считаются по необходимости?
Россия обладает колоссальным территориальным ресурсом. Наш ресурс крупнейшее воздушное пространство. Колоссальный ресурс есть, и не воспринимать этого не могут.
Безусловно, мы ведём игру, и мы уже фактор в этой игре. Но это не значит, что игра состоит из одних удовольствий, что мы сели за стол и будем сейчас со всеми разговаривать У нас колоссальная ответственность, потому что они будут играть достаточно жёстко. И в этой связи хочу сказать о том, чем всегда выделялся Новосибирск. У него IQ всегда был выше, всегда была интеллектуальная составляющая. И я бы сегодня не страдал по поводу нефти и угля.
Да вы и сами понимаете, что это как раз, может быть, и есть проблема для тех регионов, где угля и нефти много. Они не развивались, а Новосибирск в эти тяжёлые годы как бы подзакалился, возмужал. Теперь будет легче, а ресурсы это дело такое наживное.