Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В какую клетку поставить лошадь Вронского?

29.11.2007
Перспектива сдавать в обязательном порядке ЕГЭ по литературе приводит в замешательство и учителей, и учеников.

Перспектива сдавать в обязательном порядке ЕГЭ по литературе приводит в замешательство и учителей, и учеников

Споры о том, каким должен быть единый госэкзамен по литературе, не утихают. Учителя-предметники продолжают настаивать на том, что экзамен по литературе нельзя сдавать в виде тестов, так как ответы на вопросы типа «какого цвета глаза у лошади Вронского?» не дают возможности увидеть ход мыслей ученика, последовательность его размышлений, глубину понимания и, соответственно, не позволяют оценить уровень знаний.

По словам преподавателя русского языка и литературы новосибирской гимназии N 12, «Учителя года-2006» Юлии Фауст, с введением ЕГЭ по русскому языку дети стали грамотнее. Но перспектива с 2009 года в обязательном порядке сдавать ЕГЭ по литературе приводит в замешательство как учителей, так и учеников.

— Литература не предполагает единый правильный ответ. Любая критика, в том числе та, которую мы изучаем на уроках, не более чем вариант осмысления, — соглашается с коллегой учитель высшей категории гимназии N 12 Людмила Батищева. — А ЕГЭ ставит в четкие ограниченные рамки. Таким образом, ребенок, которому есть что сказать, лишен такой возможности. При этом он может просто забыть, какого цвета глаза у лошади Вронского, потому что это — не показатель знания произведения.

Из семидесяти трёх одиннадцатиклассников двенадцатой гимназии в прошлом году только двое выбрали ЕГЭ по литературе. В этом году желающих сдавать тесты по Толстому и Достоевскому вообще не нашлось.

Людмила Батищева жалуется еще на то, что типовых тестовых заданий по литературе пока очень мало, готовить учеников в условиях такого «информационного голода» довольно сложно.

Впрочем, даже если тесты по литературе будут усовершенствованы, учителя все равно не представляют, как можно «расставить по клеточкам» поэзию Серебряного века, прозу Булгакова (эти темы, по наблюдениям педагогов, наиболее интересны сегодняшним школьникам).

Наибольшие трудности как на ЕГЭ, так и на традиционных экзаменах, вызывает Платонов, а также Толстой и Шолохов. При этом интерес к последним двум авторам сильно возрос благодаря телепередачам и фильмам.

— То, что сценарии фильмов не всегда совпадают с сюжетами книг, а биографические передачи про писателей часто содержат факты, доселе неизвестные, с одной стороны, вносит некоторую путаницу, но с другой — заставляет спорить, а значит, мыслить. И эти мысли, опять же, нельзя поместить в рамки тестов кроссвордного типа, — говорит Юлия Фауст.

С другой стороны, замечает Людмила Батищева, в задачу экзамена не входит выявить у ученика тонкую душевную организацию, нетрадиционное мышление и прочее: «Сейчас искренность и открытость вообще не в моде. Ребенок вовсе не обязан раскрываться перед экзаменаторами. В этом смысле ЕГЭ, конечно, корректнее устного экзамена и намного удобнее для ребят с интровертным складом характера».

Тем не менее некоторые задания тестов, по которым старшеклассники сдают литературу сегодня, кажутся учителям просто абсурдными. Например, в задании приведена фраза, а ученик должен вспомнить, откуда она. «Но ведь это не имеет ничего общего с настоящим знанием предмета!» — возмущается Людмила Батищева.

— Мы убрали все задания с возможностью выбора ответа из нескольких предложенных, — рассказал председатель Федеральной предметной комиссии по литературе Сергей Зинин. — Выросла доля заданий с развернутым ответом, требующих связного высказывания по проблематике фрагмента художественного текста или стихотворения.

Однако учителя-предметники по-прежнему считают, что экзамен по литературе должен оставаться альтернативным. Возможно, так оно и будет. Ведь в Министерстве образования уже рассматривается вопрос об отмене введения обязательного ЕГЭ с 2009 года. Многие специалисты уже не раз высказывались на тему: не лучше ли оставить все так, как сейчас, когда у учеников есть выбор между ЕГЭ и традиционной формой экзаменов.

Резонанс
Новости
Накануне, 11 декабря, отмечали скорбную дату. В этот день вспоминают воинов, погибших в вооруженном конфликте в Чечне. Количество жертв чеченской кампании исчисляется десятками тысяч человек. По различным данным, количество убитых за 10 лет колеблется от 40 до 120 тысяч человек. О том, как стреляли без предупреждения, писали завещания, уходя на войну, и почему желающих отправиться в Чечню среди российских силовиков было огромное количество, рассказал Максим Е., обладатель трех Орденов Мужества. За его плечами – 13 командировок в Чечню во время первой и второй кампаний.
Кулачные бои, брань и крысиный яд - управдомы превращаются в царьков своего маленького мира и упиваются властью. Отключение электричества, проколотые шины, побои и оскорбления – какие бесчинства творят старшие по дому и можно ли свергнуть домомучителей?
Олениху Миланью, которую водители подобрали на трассе, отправили на лечение в Барнаул. Дальнобойщики привезли животное на склад, сделали специальную лежанку из сена и оказали первую помощь.
12.12.2018 фото
С 1 января 2019 года во всех регионах страны начинается переход на новую централизованную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. 1 млрд 77 млн выделено Новосибирской области из федерального бюджета для решения мусорных проблем. Сегодня из 1500 населенных пунктов области мусор вывозят только в 180. Проблемы несанкционированных свалок, возможные тарифы и вывоз мусора из отдаленных районов обсудили участники круглого стола сегодня, 12 декабря.
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».