Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Больше, чем кино…

18.12.2007
В год столетия кинематографа прикрыли «Новосибирсктелефильм». Ряд «беженцев» приняла Западно-Сибирскаякиностудия. С киностудией, впрочем, тоже обошлись не совсем гуманно…

О книге «Сибирское кино. Западно-Сибирская киностудия. 75 лет»

Байки старого киношника. И не только

Оператор А. Баранов, 30-е годы

…В тридцатых годах на студии работал оператор Минорский. Отправляясь на съемку в деревню, он брал с собой не только камеру и штатив, но и… ведро с известкой. А также кисть. Зачем? Белил перемазанных навозом колхозных коровенок. Не всё стадо, конечно, а тех, что стояли в кадре на первом плане. И только после этого приступал к съемке. В материалах, снятых Минорским, слова дикторского текста «тучные колхозные стада» не звучали иронично. Потом появилось выражение — «лакировка действительности». Минорский действительность не лакировал. Он её белил.

Это одна из «баек старого киношника». Байки в большом числе рассказывает на страницах книги известный режиссер Валерий Новиков — человек с хорошим чувством юмора и доскональным знанием темы. Эти киношные истории, сопровождая серьезный рассказ о сибирском документальном кинематографе, придают книге настроение непринужденного, увлекательного разговора. Сам Валерий Новиков, по его признанию, «готов поклясться на шеститомнике Эйзенштейна или однотомнике Дзиги Вертова» (что еще убедительней, поскольку речь идет о документальном кино), что все рассказанное им «правда и только правда».

От синематографа Федота Махотина…

Автор большого исторического очерка, которым открывается издание, — известный сценарист, журналист и историк кино Виктор Ватолин. Сибирское кино представлено им от синематографа Федота Махотина до сегодняшних дней. С особенным удовольствием историк кино останавливается на «золотых» 80–90-х. Именно на этот период приходится пик успеха новосибирских кинодокументалистов. В эти годы на них буквально обрушился поток кинонаград. И это дало повод киноведам и прессе всерьез говорить о новосибирской школе кинодокументалистики. В 90-е закончилась прежняя жизнь кино, в том числе новосибирского. В год столетия кино прикрыли «Новосибирсктелефильм». Ряд «беженцев» приняла Западно-Сибирская киностудия. С киностудией, впрочем, тоже обошлись не совсем гуманно… Однако, отмечает автор, после периода стагнации кино Сибири вновь восстановило свою былую силу и славу. И творческие успехи послереволюционного кино не только не меньше, а намного больше, чем в советский период.

«Любопытная складывается картина, — читаем в книге, — чем больше усложняется и ужесточается жизнь сибирского кино, тем выше его творческий рост. Половодье кинодокументалистики советской поры было чрезмерным. В нем существовала изрядная доля мусора разного рода… Исчезновения этой доли никто и не заметил. При резком же усыхании — да, выжили сильнейшие, наиболее преданные делу, их талантом и сердцем дело сегодня и существует».

Хотя, конечно, сложностей в нынешнем документальном кино хватает. Автор, в частности, говорит о проблеме отсутствия достойных преемников нашим признанным мэтрам. Жизнь сегодняшних частных студий не очень располагает к заботе о подрастающей смене. Не удается пока и осуществить мечту о том, чтобы наш театральный вуз стал не только институтом театра, но и институтом кинематографии — что дало бы серьезный повод говорить о кинообразовании…

Взялся за перо, потому что достали…

Интервью с именитыми людьми новосибирского кинематографа, которые составляют значительную часть издания, подготовлены все тем же Валерием Новиковым. Взяться за перо, по словам кинорежиссера, его заставило то обстоятельство, что «достали киноведческие статьи, в которых действуют безликие персонажи, некие абстрактные кинематографисты»:

— В то время как кино всегда делали живые люди, со своими человеческими особенностями, чудачествами, странностями, недостатками, привычками, причудами — всем тем, что на молодежном сленге ныне называется «прибабахами». Причем делали весело, легко, с удовольствием — только в такой атмосфере может родиться что-нибудь путное, за что не бывает потом мучительно больно.

Среди тех, кто делал кино весело и с удовольствием, имена, которые в специальном представлении не нуждаются: Юрий Шиллер и Борис Травкин, Владимир Эйснер и ныне покойная Мария Халина, Евгений Соломин и Игорь Тирский. Чтобы как можно далее отойти от пресловутого образа «некоего абстрактного кинематографиста», корреспондент «пытает» своих собеседников на темы самые разные.

Кинооператор Борис Травкин, к примеру, говорит не только о кино, но и о кулинарии. Люди кино знают, что Травкин — блестящий кулинар. И что удивительно, профессия и хобби в его жизни не только не мешают друг другу, но и соединяются в интересный тандем. Вместе с режиссером Валерием Соломиным они, в частности, сняли славную картину, которая в любой зрительской аудитории принимается на «ура». Речь идет о фильме, который посвящен школе поваров Сибирского военного округа, — «Искусство всех времен и народов». А на Западно-Сибирской студии увидели свет две картины с его участием цикла «Кухня народов Сибири» — «Сибирские пельмени» и «Алтайская кухня». По соображениям экономического характера проект, увы, был закрыт. А можно было бы, как мечтает оператор, и к чукчам съездить, и к хантам, и к бурятам… «У каждой из этих народностей есть оригинальные приемы обработки продуктов, свои блюда».

Киношники — люди необыкновенные, что ни говори. Кинорежиссер Мария Халина, как известно, до своего последнего дня оставалась для всех просто Машей. Шутила, что ее внутреннее самоощущение все еще на «Машу», а не на «Марию Викторовну». А с отчеством она еще успеет пожить! Увы, не успела. И в этом своем неприятии всяких церемоний Мария Халина далеко не исключение. Большинство киношников до седых волос остаются Юрами, Сашами и Женями — людьми неформальными и неформатными. Так что, говоря о них как о личностях со своими особенностями и чудачествами, Новиков нимало не лукавит.

Кинокухня

То, что происходит «по ту сторону экрана», часто бывает не менее интересно, чем «экранная жизнь» фильма. Глава «Кинокухня» как раз и призвана допустить читателя к некоторым из таких скрытых событий.

Здесь, в частности, представлены разные этапы работы над документальным фильмом «Сибирь на экране: мифы и реальность» — от заявки на сценарий, сценарного плана и монтажного листа до показа зрителю. Фильм снят сценаристом Виктором Серовым и оператором Борисом Травкиным (они же сорежиссеры) и отмечен отечественной наградой и призом международного фестиваля в Уругвае.

Интересна и история создания знаменитого фильма Валерия Новикова «Запрещенные песенки». В нашумевшую картину вошли материалы со знаменитого фестиваля бардовской песни, который проходил в Академгородке в марте 1968 года. Главным гостем фестиваля, как известно, был Александр Галич со своими песнями. После его выступления начались репрессии, и все негативы съемок с легендарного концерта были арестованы. Но нашлись люди, которым удалось сохранить оригиналы, которые были обнаружены спустя много лет и вошли в фильм.

В рубрике «К сожалению» представлены заявки на те фильмы, которые зритель так и не увидел. Все они в свое время были отвергнуты Москвой. Нельзя не согласиться с авторами книги, что, действительно, «к сожалению» мы не увидели фильма «Колыванское восстание» — на момент составления заявки на фильм еще были живы очевидцы тех событий. Или так и не посмотрели фильм «Театр строгого режима» — о театре, созданном в колонии для особо опасных рецидивистов N 8 города Новосибирска (ставит спектакли и исполняет заглавные роли там театральный профессионал, попавший за решетку). Не состоялся и фильм «Месть принцессы Укока», который тоже обещал быть интересным…

Но завершается этот интересный и полезный литературный труд не рубрикой «К сожалению», а главой «Надежды и мечты». И это, на наш взгляд, решение правильное…

Резонанс
Новости
Новосибирская область официально получит 400 млн рублей на строительство четвертого моста в Новосибирске. Соответствующее постановление опубликовано на сайте Правительства РФ.
Семь тонн монет сдали в банки жители Новосибирской области во время новой акции по бесплатному обмену монет. Самая ненужная монета, от которой избавлялись чаще всего – 10-копеечная, сообщает Сибирское главное управление ЦБ РФ.
В интернете развернули кассу помощи для фермера из поселка Малиновка Новосибирского района. Некоторое время назад у него сгорел автомобиль, на котором он развозил молоко. В итоге есть риск, что коров придется пустить под нож.
Больше полувека назад французский лидер Шарль де Голль подарил инспектору ГАИ в Новосибирске зажигалку из драгоценных металлов. И вот теперь бывший начальник президентского эскорта передал раритет хранителям музея и рассказал историю подарка.

Торжественная церемония открытия Года театра прошла 13 декабря в зале имени Исидора Зака Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Свинина, колбаса, буженина, шашлык и сало – под запретом на Новый год-2019. Хозяйка года свинья будет благосклонна к овощам и злакам, оценит разнообразие блюд на праздничном столе и их креативное оформление. О том, что можно и что нельзя ставить на новогодний стол – в материале VN.ru.