Новосибирск 9 °C

Больше, чем кино…

18.12.2007 00:00:00

О книге «Сибирское кино. Западно-Сибирская киностудия. 75 лет»

Байки старого киношника. И не только

Оператор А. Баранов, 30-е годы

…В тридцатых годах на студии работал оператор Минорский. Отправляясь на съемку в деревню, он брал с собой не только камеру и штатив, но и… ведро с известкой. А также кисть. Зачем? Белил перемазанных навозом колхозных коровенок. Не всё стадо, конечно, а тех, что стояли в кадре на первом плане. И только после этого приступал к съемке. В материалах, снятых Минорским, слова дикторского текста «тучные колхозные стада» не звучали иронично. Потом появилось выражение — «лакировка действительности». Минорский действительность не лакировал. Он её белил.

Это одна из «баек старого киношника». Байки в большом числе рассказывает на страницах книги известный режиссер Валерий Новиков — человек с хорошим чувством юмора и доскональным знанием темы. Эти киношные истории, сопровождая серьезный рассказ о сибирском документальном кинематографе, придают книге настроение непринужденного, увлекательного разговора. Сам Валерий Новиков, по его признанию, «готов поклясться на шеститомнике Эйзенштейна или однотомнике Дзиги Вертова» (что еще убедительней, поскольку речь идет о документальном кино), что все рассказанное им «правда и только правда».

От синематографа Федота Махотина…

Автор большого исторического очерка, которым открывается издание, — известный сценарист, журналист и историк кино Виктор Ватолин. Сибирское кино представлено им от синематографа Федота Махотина до сегодняшних дней. С особенным удовольствием историк кино останавливается на «золотых» 80–90-х. Именно на этот период приходится пик успеха новосибирских кинодокументалистов. В эти годы на них буквально обрушился поток кинонаград. И это дало повод киноведам и прессе всерьез говорить о новосибирской школе кинодокументалистики. В 90-е закончилась прежняя жизнь кино, в том числе новосибирского. В год столетия кино прикрыли «Новосибирсктелефильм». Ряд «беженцев» приняла Западно-Сибирская киностудия. С киностудией, впрочем, тоже обошлись не совсем гуманно… Однако, отмечает автор, после периода стагнации кино Сибири вновь восстановило свою былую силу и славу. И творческие успехи послереволюционного кино не только не меньше, а намного больше, чем в советский период.

«Любопытная складывается картина, — читаем в книге, — чем больше усложняется и ужесточается жизнь сибирского кино, тем выше его творческий рост. Половодье кинодокументалистики советской поры было чрезмерным. В нем существовала изрядная доля мусора разного рода… Исчезновения этой доли никто и не заметил. При резком же усыхании — да, выжили сильнейшие, наиболее преданные делу, их талантом и сердцем дело сегодня и существует».

Хотя, конечно, сложностей в нынешнем документальном кино хватает. Автор, в частности, говорит о проблеме отсутствия достойных преемников нашим признанным мэтрам. Жизнь сегодняшних частных студий не очень располагает к заботе о подрастающей смене. Не удается пока и осуществить мечту о том, чтобы наш театральный вуз стал не только институтом театра, но и институтом кинематографии — что дало бы серьезный повод говорить о кинообразовании…

Взялся за перо, потому что достали…

Интервью с именитыми людьми новосибирского кинематографа, которые составляют значительную часть издания, подготовлены все тем же Валерием Новиковым. Взяться за перо, по словам кинорежиссера, его заставило то обстоятельство, что «достали киноведческие статьи, в которых действуют безликие персонажи, некие абстрактные кинематографисты»:

— В то время как кино всегда делали живые люди, со своими человеческими особенностями, чудачествами, странностями, недостатками, привычками, причудами — всем тем, что на молодежном сленге ныне называется «прибабахами». Причем делали весело, легко, с удовольствием — только в такой атмосфере может родиться что-нибудь путное, за что не бывает потом мучительно больно.

Среди тех, кто делал кино весело и с удовольствием, имена, которые в специальном представлении не нуждаются: Юрий Шиллер и Борис Травкин, Владимир Эйснер и ныне покойная Мария Халина, Евгений Соломин и Игорь Тирский. Чтобы как можно далее отойти от пресловутого образа «некоего абстрактного кинематографиста», корреспондент «пытает» своих собеседников на темы самые разные.

Кинооператор Борис Травкин, к примеру, говорит не только о кино, но и о кулинарии. Люди кино знают, что Травкин — блестящий кулинар. И что удивительно, профессия и хобби в его жизни не только не мешают друг другу, но и соединяются в интересный тандем. Вместе с режиссером Валерием Соломиным они, в частности, сняли славную картину, которая в любой зрительской аудитории принимается на «ура». Речь идет о фильме, который посвящен школе поваров Сибирского военного округа, — «Искусство всех времен и народов». А на Западно-Сибирской студии увидели свет две картины с его участием цикла «Кухня народов Сибири» — «Сибирские пельмени» и «Алтайская кухня». По соображениям экономического характера проект, увы, был закрыт. А можно было бы, как мечтает оператор, и к чукчам съездить, и к хантам, и к бурятам… «У каждой из этих народностей есть оригинальные приемы обработки продуктов, свои блюда».

Киношники — люди необыкновенные, что ни говори. Кинорежиссер Мария Халина, как известно, до своего последнего дня оставалась для всех просто Машей. Шутила, что ее внутреннее самоощущение все еще на «Машу», а не на «Марию Викторовну». А с отчеством она еще успеет пожить! Увы, не успела. И в этом своем неприятии всяких церемоний Мария Халина далеко не исключение. Большинство киношников до седых волос остаются Юрами, Сашами и Женями — людьми неформальными и неформатными. Так что, говоря о них как о личностях со своими особенностями и чудачествами, Новиков нимало не лукавит.

Кинокухня

То, что происходит «по ту сторону экрана», часто бывает не менее интересно, чем «экранная жизнь» фильма. Глава «Кинокухня» как раз и призвана допустить читателя к некоторым из таких скрытых событий.

Здесь, в частности, представлены разные этапы работы над документальным фильмом «Сибирь на экране: мифы и реальность» — от заявки на сценарий, сценарного плана и монтажного листа до показа зрителю. Фильм снят сценаристом Виктором Серовым и оператором Борисом Травкиным (они же сорежиссеры) и отмечен отечественной наградой и призом международного фестиваля в Уругвае.

Интересна и история создания знаменитого фильма Валерия Новикова «Запрещенные песенки». В нашумевшую картину вошли материалы со знаменитого фестиваля бардовской песни, который проходил в Академгородке в марте 1968 года. Главным гостем фестиваля, как известно, был Александр Галич со своими песнями. После его выступления начались репрессии, и все негативы съемок с легендарного концерта были арестованы. Но нашлись люди, которым удалось сохранить оригиналы, которые были обнаружены спустя много лет и вошли в фильм.

В рубрике «К сожалению» представлены заявки на те фильмы, которые зритель так и не увидел. Все они в свое время были отвергнуты Москвой. Нельзя не согласиться с авторами книги, что, действительно, «к сожалению» мы не увидели фильма «Колыванское восстание» — на момент составления заявки на фильм еще были живы очевидцы тех событий. Или так и не посмотрели фильм «Театр строгого режима» — о театре, созданном в колонии для особо опасных рецидивистов N 8 города Новосибирска (ставит спектакли и исполняет заглавные роли там театральный профессионал, попавший за решетку). Не состоялся и фильм «Месть принцессы Укока», который тоже обещал быть интересным…

Но завершается этот интересный и полезный литературный труд не рубрикой «К сожалению», а главой «Надежды и мечты». И это, на наш взгляд, решение правильное…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: