Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Ладошка к ладошке

02.02.2008
Специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами.

…а ножка к ножке — вот такая нехитрая утренняя гимнастика для годовалых малышей. Делают её как дома, так и два раза в неделю в школе народных традиций при областном Центре русского фольклора и этнографии.

По рецептам бабушек

Хлопать в ладоши пока помогают мамочки

Помогает своим ученикам и их мамам фольклорист-этнограф Татьяна Мартынова. А помогать надо. Одни дети приходят излишне зажатыми или, наоборот, очень расторможенными. Но после занятий все в норме. Учат здесь петь песни, водить хороводы, ролевые игры, да много чего еще. Не удивительно, что тут дети даже говорить быстрее начинают.

Наставницу детишки называют тетя Таня, а кому сложно — Таня. Сама Татьяна Юрьевна на воспитательницу и тем более на учительницу совершенно не похожа: ходит в народном костюме (куйбышевской крестьянки) с озорной косичкой, да еще говорит нараспев. Играет на балалайке, а детишки ей подыгрывают на самодельных инструментах — пластиковых бутылочках с горошком внутри. Раздаточный материал тоже сплошь народный — тряпичные куклы, мячики… много всякой всячины у нее в корзине. А завершают все занятия лепкой да рисованием. Вот тебе и урок.

— Первоначально здесь был ансамбль сибирской народной песни, — рассказывает Татьяна. — Когда он сильно разросся, решили создать центр фольклорных ансамблей. Пятнадцать лет назад его переименовали. Мы не только поем, да с детишками играем, но и выезжаем в экспедиции, занимаемся научно-исследовательской работой.

С игрушек — персонажей сказок и былин — начинается знакомство малышей с народным творчеством

Что касается детей, то никто не знает точно, с какого года действует такая школа. Но, видимо, когда в конце 80-х (вот и посчитай) у всех женщин ансамбля один за другим ребятишки пошли, то тут-то и начали собирать детский фольклорный материал. Выискивали в сборниках, по крупицам собирали. Пытались выстроить систему: в экспедициях у бабушек просто клещами вытягивали информацию. С годами набралось немало, причем материал не только сибирский (из новосибирских, алтайских, красноярских деревень), добавили и из российских сборников.

Специфика школы в том, что занимаются здесь маленькие дети — от полутора до трех лет. С пятилетками, говорит Татьяна, конечно, проще: говорят хорошо да взрослого лучше понимают. Но они все по детским садам «прячутся«. А с такими малышами посложнее будет. Поначалу приходят на занятия и плачут, не слезая с маминых рук. Но день-два — и осваиваются.

— Ребенку фольклор нужен с младенчества, — утверждает Татьяна Мартынова. — Раньше у мам все было продумано до мелочей. Когда ребенок появлялся на свет, тут ему и колыбельные, и потешки, и пестушки. И колыбельные песни, между прочим, действительно помогают развиваться. Вот раньше, когда распеленали малыша, то обязательно делали ему массаж в игровой форме. Ребенок хоть и не говорит, но слышит напевы матери, запоминает интонацию. В современности такая связь прервалась. Малыш не может быть красивой игрушкой, которого только нужно кормить и одевать. Времени сейчас у мам на это нет, да и няни не помогут в этом.

«Баю-баюшки-баю — а дальше не помню»

Что ещё интересного приготовили нам сегодня?

Современные мамы практически не знают колыбельных. Самый простой вариант, который могут вспомнить, — «Спят усталые игрушки« или «Баю-баюшки-баю… а дальше не помню». Некоторые вообще просто так укладывают. А ведь колыбельная — своеобразный тормоз, успокоение. Если не нравится один мотив — можно предложить другой. Убаюкивающих песен очень много, но нередко вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребенок просто засыпает под звук телевизора. Есть и модные веяния: усыплять ребенка под аромат эфирных масел, да еще контролировать сон с помощью радио- и видеоняни. Между тем специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения. Даже если мама не уверена в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельной перед сном.

В школе народных традиций учат мам не только колыбельным, потешкам, а еще и пестушкам (от слова «пестовать« — в старину это означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним). Делают, например, пальчиковую гимнастику, да такую, которую в модных книгах да журналах не сыщешь. Вариантов народных игр — например, «Сорока-сорока» или «Пальчик, пальчик, где ты был?» — множество. Так можно и целую сказку рассказать. В общеобразовательной школе педагоги порой говорят: ребенок к школе не готов — моторика плохая. А все оттого, что мамы дочкам и сыночкам пальчики не развивают.

«Паровозик»: большие ноги шли по дороге, а маленькие ножки бежали по дорожке

Если ребенок на уроке не работал, то дома (по рассказам мам) повторяет сам, да еще и мамочку теребит, чтобы именно так с ним поиграла: потанцевала с платочком, полепила, порисовала, попела.

— Я ведь не детей, а родителей, прежде всего, учу, — уточняет Татьяна. — Дети здесь не учатся, они играют. Поэтому у них всегда хорошее настроение. По природе маленький ребенок — счастлив. Он ведь каждый день делает для себя много открытий. Кроме того, здесь детишки пытаются жить в таком маленьком коллективе. Тем, кто эти игры-уроки прошел, гораздо легче потом в школу идти: они готовы рано вставать утром и собираться без капризулек и слез. Для них нет страха перед группой. Они уже социализированы.

А совсем идеальной была бы обстановка, говорит Татьяна Юрьевна, если бы убрали от ребенка страшные мультики и игры. Понятно, что в стерильной среде воспитать его невозможно, — ребенок «варится» в том, что смотрят и слушают его родители, — значит, мамам с папами нужно «тормозить» свои желания..

— Наша поддержка влияет на его развитие позитивно, — уверена она. — И даже родители, которые приходят сюда, немного меняют свои ценностные ориентиры. Вот и хорошо.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Около десятка медведей в одном месте увидели жители Новосибирского района. Животные подобрались вплотную к городу-миллионнику.
Более 40 надгробий разрушено на кладбище в деревне Ургун Искитимского района Новосибирской области. В преступлении сознался семиклассник – свиду обыкновенный парень. Обстоятельства шокирующего преступления устанавливает полиция.

Новый светомузыкальный сухой фонтан торжественно открыли в Центральном парке 11 сентября. Стоимость фонтана 97,5 млн рублей, это подарок Новосибирску от Сбербанка.
Помощник, собутыльник и точный измерительный прибор - каких только эпитетов не подобрали в бытовом фольклоре такому простому, казалось бы, предмету, как граненый стакан. Функциональный и незаменимый, он стал символом эпохи, необходимой частью коллекции антиквариата и спутником любого застолья - от свадеб до поминок. VN.ru вспомнил историю предмета, легенды и стихи, связанные с граненым стаканом.
В рамках первого фестиваля «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» горожанам прочтут лекции об уникальном архитектурном направлении, пригласят на прогулки по памятникам конструктивизма и устроят гаражную вечеринку в ретро-стиле.
Погорельцам – многодетной матери Дарьи Красильниковой с детьми из Успенки Мошковского района негде зимовать. Глава администрации сельсовета предоставил матери-одиночке общежитие, в котором нет даже отопления. А тот бесхозный домик, который отремонтировала женщина и оплатила долги по электроэнергии, забрали «собственники» без правоустанавливающих документов на жилье.
x^