Во вчерашнем номере «Вечерки» опубликован мой разговор с Натальей Леонидовной Чубыкиной по поводу проблемы, связанной с мусором и свалками, которые окружают большие города дымящимися петлями. Уже всем давно понятно, что проблема загрязнения окружающей среды является одной из острейших, и если мы продолжим жить так, как живем, для наших потомков просто не останется места для существования среда окружающая станет средой вытесняющей. Правда, как сообщают наши космические агентства, окружающий Землю космос мы тоже изрядно запачкали, и даже там места не найдешь (из новостей «Орбиты постепенно превращаются в свалку космического мусора, где рано или поздно может кончиться место для спутников»). Правда, космос большой
Эта проблема не дает мне покоя в более общем плане: дело в том, что человек не способен найти гармонию в отношениях с природой, потому что он не может найти гармонию в себе. Здесь начинается философия. Человек выплескивает на природу все то, что накапливается у него в душе.
Ведь животные находятся в балансе со своим природным окружением, потому что этот баланс устанавливается сам по себе. Если какой-то вид становится слишком агрессивным, он уничтожает саму основу своего существования и вымирает. Если он пачкает природу до такой степени, что она становится для него отравой, он должен искать новые ниши для выживания. А они уже заняты. И деться ему некуда. Сам виноват.
Человек же с помощью разума приобрел возможность обустраивать себе жизнь широко и с размахом. Но жизнь его разума не согласована с жизнью его сердца. Отсюда отсутствие гармонии. Как в самом себе, так и в своем отношении к другим.
Жил в России в XIX веке такой замечательный философ Памфил Данилович Юркевич. В 1860 году он опубликовал книгу «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия». В этой работе Памфил Данилович показывает, что ум это высшая способность духовной жизни человека, но корнем душевной жизни остается сердце. Именно на душевных способностях сердца строится моральное достоинство человека.
И когда мы, следуя тенденциям современной жизни, думаем, что все проблемы (и свои, и чужие) сможем решить с помощью разума, с помощью науки, мы ошибаемся. Негармоничное существо не может принести в мир ничего, кроме собственной дисгармонии. Оно и несет. Страдает и несет.
Надо сказать, что русская интеллигенция во главе с Николаем Гавриловичем Чернышевским обрушилась на Юркевича потоком брани, не попытавшись даже прислушаться к его словам. Хотя он и был профессором Московского университета. Но западническая русская интеллигенция всегда больше ценила следование модным теориям, чем свободу мысли.
Если бы Юркевич был услышан, то и наше отношение друг к другу и к природе было бы чуточку другим. Запад тоже не услышал великого ученого и глубоко религиозного человека Блеза Паскаля с его «Сердце имеет свои резоны, которых не имеет разум». «Мыслящий тростник» (человек, по выражению Паскаля) превратился в тирана. Он бросил под ноги своему комфорту жизнь природы на земле, но так и не нашел душевного счастья.