Мелодия мухи дохнут, слово язык не поворачивается, но попробуй не запеть под бдительным взглядом шефа
Когда капитан инженерных войск Руже де Лиль писал «Марсельезу», он и не подозревал, что она станет главной песней Франции: чтобы поднять боевой дух якобинцев, он в течение одной ночи переделал текст, взятый им из прокламаций, сочинил к нему музыку, и уже утром ее распевал целый батальон волонтеров. Словом, создал Руже походную песню, а получился гимн.
В Стране Советов, в отличие от Франции,
Шло время, менялись музыкальные стили, а потом, когда грянула перестройка, СССР плавно перешел в РФ и миф коммунизма растаял в тумане, гимны затихли. Человек ринулся в «загнивающий капитализм», стало не до песен. Да и новой власти тогда казалось, что нужды нет подпитывать идеологией ринувшиеся в рынок новоиспеченные ООО, ЗАО и прочие компании. Но наши люди, десятилетиями воспитанные на музыкальной поддержке,
«Бабы нашим не чета»
Сегодня чуть ли не в каждой компании есть свой собственный корпоративный гимн. Да что там гимн целая корпоративная индустрия со своими внутренними законами, инструкциями и прочим коллективизмом, который нынче именуется лояльностью. Хорошо еще, когда руководитель в уме, а бывает и так, что подобные уставы настолько абсурдны, что впору бежать от такого шефа. Но это не так просто: в трудовом договоре нередко прописывается пункт «лояльность». А это значит, что сотрудник становится неотъемлемой частью организации и полностью поддерживает и одобряет любое начинание директората. Будь то хоть пляски в обеденный перерыв, хоть променады по улицам в тяжеленных поролоновых костюмах в жуткую жару или перепевы хвалебных од ранним утром с обязательным жестом «Виктория!».
Корпоративная культура, увы, порой превращается в настоящий диктат, рассуждает заведующий отделом поэзии журнала «Сибирские огни» Станислав Михайлов. Например, в одной охранной фирме сотрудников выстраивают в шеренгу до начала трудового дня, включают российский гимн и заставляют слушать по стойке смирно. Или директор придумывает
Сочиняют, как выяснилось, и не только про щетину, но и про трубы, и колбасу, и булки
. Есть песня и у мясников, выставленная в Сети как самый несуразный корпоративный гимн: «Накормить народ нетрудно, если топоры в руках. Расскажу
Рифмуй не рифмуй
Но, пожалуй, наиболее тяжелые гимны у организаций с длиннющими названиями вроде
Разумеется, не все гимны сложные, как эти, повествует Михайлов, и не все абсурдные. Есть вполне удачные, которые коллектив принимает и даже поет за столом, без давления со стороны начальства. Создание хорошего произведения плод коллективного труда. Это и поэт, и композитор, и аранжировщик. Но, как правило, новосибирские бизнесмены платить много не желают и обращаются к псевдомастерам. Но какая цена, такое и качество. Корпоративный гимн, написанный по всем правилам, у нас стоит тысячу долларов, а в Москве в три, а то и в пять раз дороже. Но дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже. Прежде чем приступить директорату к написанию хвалебной оды, лучше
Судя по фотографиям корпоративных хоров, представленных в Сети, не все сотрудники поют с удовольствием. Напротив, для многих это неизбежная повинность. А попробуй не спеть! Крупные офисы оборудованы видеокамерами, которые тщательно следят и за движением губ, чтобы слова как горох от стенки отлетали, и за мимикой певцов. Нетрудно представить, что может последовать, если солист «смотрящему» не понравится.
Впрочем, сотрудники некоторых спецслужб и без камер поют свои гимны с нескрываемым удовольствием. Вроде этого: «Не все еще искоренили, ребята, берегите честь! Ведь сколько швали, дряни, гнили еще в родной отчизне есть». Или: «Пронзит сквозь темноту луч света от
КамАЗа. Он знает здесь тропу и даже кустик каждый. Но как бы ни хитрил водила с грузом этим, от СОБРа не уйдёшь на всем на белом свете».
За это деньги платят
Почти все корпоративные гимны поются исключительно среди своих. Но крупные корпорации предпочитают хвалить себя публично, причем исполняют их песни популярные
Новосибирские фирмы звезд себе не выписывают, но и они пытаются проявить амбициозность любыми способами, придумывая шокирующие рифмы. Не будем показывать пальцем, но одна такая компания постоянно поет по радио: «Чтоб извергалось ваше семя и к сексу был зверский аппетит». Вроде бы все естественно, но ухо режет. Интересно, а что поют на заводе по выпуску резинового изделия номер два?
По сути, все фирмы, если корпоративная культура в них не доводится до абсурда, а, напротив, лишь помогает сотрудникам чувствовать себя нужным, идут в правильном направлении, убежден Михайлов. Это лучше, чем чувствовать себя одиноким, постоянно посматривая на часы: сколько минут до конца рабочего дня. И если есть коллективная песня, задорная и веселая, она нисколько не мешает. Увы, не все руководители это понимают, и, пользуясь своей должностью, лишь реализуют свои амбиции, не принимая во внимание настрой коллектива.
Трудно с этим не согласиться. К примеру, в нашей, журналисткой среде часто редакторы вывешивают фразы, которые нельзя использовать в материале. И знаете почему? Да просто они им не нравятся. Или запрещают писать
Такое творится почти в каждой сфере. В одной компании по производству собачьего корма, например, директриса чуть не уволила сотрудницу за розовую резинку в волосах, мотивировав тем, что это противоречит корпоративной политике о внешнем виде. В другом офисе даже в летний зной требуется носить пиджак и галстук. В третьем женщинам категорически запрещают макияж. В четвертом директор устраивает вечера поэзии собственного сочинения или заставляет всех делать зарядку. Посему корпоративный гимн, даже самый несуразный и нудный, не самая печальная придумка руководства. Не весь же день его петь придется, а несколько минут такой экзекуции можно и потерпеть. В конце концов,