Новосибирск 11.8 °C

«В Совете Федерации нет партийности»

29.04.2008 00:00:00

В гостях у журналистов «Вечёрки» побывал Виктор Леонов — член Совета Федерации, в недавнем прошлом — председатель Новосибирского областного Совета депутатов.

Виктор Леонов
Фото Оксаны МАМЛИНОЙ

— Виктор Васильевич, как вы совмещаете работу в Москве и Новосибирске?

— Мне удается работать в режиме 50 на 50. Я являюсь представителем региона, поэтому не должен быть гостем в своем субъекте Федерации. Работа в Москве и Новосибирской области происходит сообща. Например, необходимо информировать региональные ведомства о том, что происходит на федеральном уровне.

— Как сегодня строится работа Совета Федерации?

— Заседание Совета проходит два-три раза в месяц. Работа начинается с момента поступления законопроекта в Государственную думу. Происходит рассмотрение и оценка концепции нового закона. Обсуждая новые законопроекты, мы готовим свои предложения замечания и поправки. Часто сталкиваемся с такой проблемой, что деньги в госбюджет уже заложены, финансовые ресурсы должны работать, закон ждут, и любое промедление с принятием закона означает нереализованные возможности на местах, в субъектах Федерации. В таком случае приходится одобрять закон для рассмотрения президенту, но с последующим внесением изменений. Министерство финансов ведь не может распределять ресурсы под будущий законопроект. Нередко и сам президент поправляет Федеральное Собрание, не подписывая те или иные законы.

— В Совете Федерации представлены политические партии?

— На мой взгляд, хорошим правилом является то, что в Совете Федерации нет партийности. По единодушному одобрению всех членов Совета, политические дискуссии не ведутся. Это коллегиальный орган, который позволяет более целенаправленно работать над формированием законодательства.

— Будут ли проводиться новые реформы в верхней палате?

— Многие правоведы считают, что изменения в систему выборов членов Совета Федерации невозможны, поскольку будут противоречить конституционному принципу формирования. По этому поводу юристы ведут дискуссии уже несколько лет, но законопроекта, который бы соответствовал Конституции, пока нет.

— Как вы относитесь к предложению губернатора формировать Новосибирский облсовет по партийным спискам?

— Близость депутатов-одномандатников к проблемам людей очевидна. Думаю, что индивидуальная польза от каждого депутата выше. Но в сегодняшних условиях ответственность партий возрастает. Все идет к тому, что выборность сохранится лишь на уровне муниципальных образований. Это соответствует духу местной власти. Люди напрямую избирают тех представителей, которые будут нести ответственность и исполнять их наказы.

— Возможно ли, что в городах-миллионниках будут назначать на должность мэра?

— Сложно будет противостоять европейской модели. Там однозначная и четкая позиция о том, что любая территория имеет право на местное самоуправление. Все зависит от выбора кандидата, на которого будет возложена большая ответственность. Законодательством могут заниматься люди, подготовленные к этой работе и имеющие практический опыт. В исполнительной власти другие условия формирования. Это умение, знание, опыт руководства коллективами. Иначе невозможно заставить работать такой сложный механизм. Поэтому я полагаю, что такого назначения не будет.

— Представители Совета Федерации часто выезжают на работу в регионы?

— Такая форма существует. Совет Федерации проводит выездные заседания комитетов, конференции, «круглые столы», с целью услышать проблемы на местах. За последние два с половиной года мы провели пять расширенных заседаний комитета, где рассматривали вопросы межбюджетных отношений. На сегодняшний день 65 процентов налоговых сборов на территории субъектов идут в федеральный бюджет, а 35 остается в регионах. При этом большая часть идет на обязательные расходы и только пять процентов остается на собственное развитие местного самоуправления. Конечно же, этого недостаточно.

Поэтому межбюджетные отношения — это одна из серьезных дискуссионных проблем. Особенно остро ставится вопрос, когда происходит субъективное распределение средств федерального бюджета. Нельзя допускать, чтобы региональная власть перестала выполнять свои публичные обязательства перед населением, когда бедность субъектов начнет провоцировать социальные волнения.

— Как вы относитесь к тому, что субъектов Федерации становится меньше?

— Если отдельные субъекты получают для своего развития 95 процентов из федерального бюджета, то это говорит о том, что их экономика не позволяет обеспечить деятельность органов власти, управления, и бюджетной сферы. Когда мы рассматривали вопрос федеративного устройства, многие территории оказались самостоятельными, но с отсутствием средств к нормальному существованию.

…Может, логичным будет вернуться к тому, что было ранее. Совместить потенциал двух субъектов и более эффективно осуществить комплексное социально- экономическое развитие территории. Представим ситуацию, когда регионы через границу располагают двумя огромными заводами, мощностей которых хватает на три-четыре субъекта… Вследствие чего произойдет внутренняя конкуренция, и деньги, вложенные в эти предприятия, расходуются напрасно. Такого допускать нельзя, я считаю, что объединительные процессы на экономической основе позволят более рационально использовать ресурсы.

— Есть такая шутка, что многие московские чиновники не знают городов за Уралом…

— Если рассуждать объективно, то Новосибирск это третий город по численности населения. Сегодня Новосибирская область развивается динамично. Привлеченность частных инвестиций очень большая. Поэтому такого непонимания у чиновников нет. Конечно, Москва и Петербург перенасыщены финансовыми ресурсами. Естественно, что реализация частного продукта перемещается на восток. Зачем производить продукт там и перевозить, если это можно осуществить здесь? Интерес к научному, промышленному, и культурному потенциалу Новосибирска растет.

— Совсем скоро инаугурация президента…

— Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приглашены на это мероприятие. Готовимся не только к инаугурации, но и к изменениям в системе государственного управления. Меняются экономические и социальные условия, значит, необходимо ставить новые задачи и вносить изменения в систему управления.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: