Новосибирск 19.7 °C

Песня на всю жизнь

21.06.2008 00:00:00

Вячеслав Викторович Мочалов — народный артист России, композитор, по праву входит в плеяду людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие русского народного искусства. Благодаря его труду и таланту русская песня приобрела неповторимое — академическое звучание.

Юбиляр Вячеслав Мочалов

23 июня замечательному музыканту исполняется 70 лет. За плечами долгий творческий путь, главный отрезок которого составляет работа в Государственном академическом Сибирском русском народном хоре. Более 26 лет Вячеслав Викторович был художественным руководителем прославленного коллектива. Человек с мощной личностной харизмой, с обоснованными творческими амбициями, он создал новую эстетику звучания русской песни. Не многоголосие «залихватского гульбища», а целостные эмоционально глубокие высокохудожественные произведения.

Эксперимент — движущая сила в искусстве

Истоки столь серьезного отношения к русскому народному искусству из предыдущей деятельности Мочалова. До руководства хором на протяжении десяти лет Вячеслав Викторович был художественным руководителем Новосибирской филармонии. При консерватории создал уникальную по звучанию и составу хоровую капеллу мальчиков.

Предложение возглавить русский народный коллектив академист воспринял с удивлением. В музыкальной среде известно вечное противостояние академистов и народников. Но после раздумий согласился, как всякую творческую натуру его притягивал эксперимент.

Предложить новый взгляд на русское народное исполнительство оказалось непростой задачей. Придя в коллектив после такого корифея, как народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Андрей Порфирьевич Новиков, Мочалов долгое время ничего не менял. Присматривался, подбирал людей, голоса.

— В его работе не было спонтанности, — рассказывает директор Сибирского русского народного хора заслуженный работник культуры РФ Екатерина Ковалева. — Произведения, которые он собирался вынести на суд зрителей, сначала долго зрели в нем, потом в коллективе. От артистов хора он как от драматических актеров требовал пережить песню изнутри. Только такой подход позволял передать эмоциональную мощь, самобытность того или иного произведения, его широту и глубину.

С приходом в хор Вячеслав Викторович достаточно долго объяснял артистам, что петь частушки — просто, а вот передать музыкальные тонкости может только настоящий профессионал.

В коллективе были люди с самой разной музыкальной подготовкой, а порой и вовсе без нее. — Вот приходит в хор человек, у него есть голос, но нет специального образования. Мне этот голос нужен, и я беру его. Начинаем учить, — рассказывал Мочалов. — И наоборот приходит артист-профессионал, но у него нет выдающегося голоса. Мы его тоже берем, потому что он великолепный чтец.

— Масштаб личности Вячеслава Викторовича Мочалова невозможно переоценить, его роль в русском искусстве велика, — говорит Екатерина Ковалева. — Особенно в своем творчестве Вячеславу Викторовичу удавалось передать широту сибирской души и неповторимую харизму сибиряка. Он умудрялся все это соединить в одном произведении. А каждая его песня — это художественное полотно, в котором выражается многообразие чувств и эмоций русского человека.

Вячеслав Мочалов был уверен, что русскому народному хору под силу многое. Именно поэтому у коллектива появились «нетипичные» для народников программы. Например, Сибирский русский народный хор стал петь романсы. Причем делал это блестяще. Огромный интерес у зрителей и музыкальных критиков вызвала программа «Песни военных лет», которую Вячеслав Мочалов сделал совместно с народным артистом России Иваном Ромашко. — В этой программе Вячеслав Викторович экспериментировал, он включил несколько произведений в джазовой народной обработке, например, песня «военных корреспондентов» в исполнении хора воспринималась зрителями «на ура», — говорит Екатерина Ковалева.

Каждое свое произведение Мочалов «оттачивал», поэтому они получались цельными и высокопрофессиональными. Для мастера не было мелочей. Коллеги вспоминают, что в начале своей творческой деятельности Вячеслав Викторович чрезвычайно серьезно относился ко всем деталям, в частности к костюмам. Поскольку как такового «сибирского костюма» не существует, приходилось вместе с художником ходить по улицам города, изучать орнамент на фасадах старинных домов и переносить его на сценические сарафаны и рубахи.

Высокое звание — Академический

В 1994 году Сибирскому русскому народному хору было присвоено звание — Академический. — Изменить статус хора было серьезной претензией, и Вячеслав Викторович ее реализовал, хотя это стоило ему немало душевных и творческих сил, — говорит Екатерина Ковалева. — Также он очень трепетно относился к получению званий заслуженных артистов в коллективе. Всегда выдвигал кандидатов, вел индивидуальную работу.

Впрочем, несмотря на долгожданное звание, 90-е годы для хора стали самыми сложными. И неоценимая заслуга Мочалова в том, что коллектив не только не прекратил своего существования, но и продолжал творчески развиваться.

— Вячеслав Викторович неожиданно выдал новые сюжеты для Сибирского русского народного хора, но при этом не уменьшил качество исполнения того, что мы называем народным пением, — говорит Валерий Бродский, руководитель департамента культуры Новосибирской области. — Получалось очень здорово. Когда хор в обработке поет «Степь да степь кругом», «По диким степям Забайкалья», это нельзя слушать без волнения. —

— Есть просто уникальные высокохудожественные произведения, которые надо слышать и видеть, словами это передать невозможно. Все это будет жить не один десяток лет, — рассказывает директор Сибирского русского народного хора заслуженный работник культуры РФ Екатерина Ковалева. — Вячеслав Викторович Мочалов умеет так высокохудожественно подать всем известную песню, что она доходит до души, до сердца и остается там жить. Для того, чтобы слушать произведения Мочалова, нужна подготовка такого же уровня, как например, для восприятия симфонической музыки.

Своим официальным днем рождения Сибирский русский народный хор считает 9 мая 1945 года, дату своего первого публичного выступления. За 63 года существования Сибирский хор неоднократно отмечался высокими наградами, в том числе и правительственными. С гастролями хор посетил более 40 стран мира, побывал во Франции, Германии, Чехословакии, Румынии, Монголии, Корее, Китае… Со дня основания в репертуар хора входили старинные и современные сибирские народные песни. Наличие инструментальной и хореографической групп позволяет коллективу создавать уникальные программы с элементами яркого фольклорного шоу.


Учителю от учеников

Поздравление от родного коллектива

Долгое время, в силу понятных причин, хор «варился», что называется, в собственном соку. Не было гастрольных поездок, не участвовали в фестивалях. Сейчас ситуация меняется. Русское народное искусство становится более востребованным. Так в сентябре прошлого года артисты Сибирского хора стали лауреатами Всемирного фестиваля фольклорного искусства в Китае.

— Сегодня коллектив развивается в самых разнообразных творческих плоскостях, мы не поменяли концепции, мы продолжаем традиции, — говорит Екатерина Ковалева. — Просто расширился формат развития, поменялись требования. Время идет вперед, и народное русское искусство вместе с ним. Но произведения, которые были созданы Вячеславом Викторовичем Мочаловым, это вечный золотой фонд Сибирского хора.

К русскому народному искусству меняется отношение и на государственном уровне. На прошлой неделе Государственный академический Сибирский русский народный хор вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал во Втором международном фестивале хоровых коллективов. Это высокостатусное мероприятие, которое проходит при поддержке Министерства культуры и правительства Санкт-Петербурга. В фестивале принимали участие 15 академических и народных коллективов России и мира. Наши артисты произвели фурор, заслужив самые лестные эпитеты: «высокий уровень», «сибирское шоу», «профи».

Оргкомитет особо отметил режиссерское построение программы, подбор репертуара, оркестр, балет, фантастически красивые костюмы, но главное, неповторимое — академическое звучание народной песни. Самобытность сибирского коллектива признали и «конкуренты» — настоящие корифеи русского народного искусства: руководитель Кубанского казачьего хора народный артист России, Украины профессор Виктор Гаврилович Захарченко и народная артистка СССР, художественный руководитель Государственного академического северного русского народного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ им.Гнесиных, заслуженный деятель искусств РСФСР Нина Константиновна Мешко. Высокая оценка таких мастеров дорогого стоит.

Но особенно восторженно сибиряков принимала публика. К примеру, исполнение песни «Шумел камыш» вызвало настоящий взрыв эмоций в зале. Люди аплодировали стоя и скандировали: «Сибиряки — лучшие!» — Взять «избитую», «заезженную» песню с сомнительной репутацией и так ее обработать, так преподнести, что не только простые зрители, но и искушенные знатоки приходят в изумление. Именно в этом заключается особый талант Вячеслава Викторовича Мочалова, — подчеркивает Екатерина Ковалева.

Свое триумфальное выступление на фестивале артисты хора в знак признательности за многолетний труд, с любовью и пожеланиями здоровья посвятили Вячеславу Викторовичу Мочалову.

Национальная идея в хорошей песне

Примечателен тот факт, что перемену в отношении к народному искусству на государственном уровне Вячеслав Викторович Мочалов предвидел еще несколько лет назад. В год шестидесятилетия хора в одном из телевизионных интервью Мочалов сказал, что хорошая песня — вот, собственно, и есть национальная идея. И, как аргумент, привел слова великого педагога Ушинского: «Необходимо, чтобы в школах дети пели в хоре. Ведь совместное исполнение объединяет, возникает единая душа. Вот тогда и образуется народ. Общность».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: