Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Человек — не Трактор

13.09.2008 00:00:00

Многие режиссёры называют его своим учителем, но куда больше зрителей учились на его фильмах понимать жизнь

Климентий Долгин: «До сих пор не могу понять, почему меня причислили к антисоветчикам…»

Климентий Долгин — режиссер документального кино. Сейчас он живет в Москве, но и Новосибирск — город ему не чужой: долгие годы Климентий Михайлович проработал на Новосибирском телевидении и даже преподавал в театральном училище пантомиму. А ведь все началось со специальности инженер-металлург….

Из Москвы Долгин специально прилетел в Новосибирск на творческую встречу со зрителями. В кинотеатре «Победа» с сентября по декабрь показывают знаковые российские фильмы: от черно-белого немого кино

20-х годов прошлого столетия до фильмов современных российских режиссеров. Новосибирск когда-то славился своей документальной школой, был одним из центров сибирского кинопроизводства. В этом есть и часть заслуги Климентия Михайловича — многие режиссеры называют его своим учителем. Профессор Долгин продолжает учить — он преподает в РГГУ, ведет авторские курсы по истории документального кино, творческим и технологическим основам монтажа, современным техническим средствам журналиста.

Антисоветчик

— Вы же знаете, что значит имя Ким? — спрашивает режиссер у журналистов. — Коммунистический интернационал молодежи. Когда я родился, в 1933 году, было принято называть детей патриотичными именами. Спасибо, что не Трактором назвали, а ведь могли, и такое случалось… Я лично не встречался с Даздрапермами, но говорят, что девочек даже так называли от великой любви к Родине. Да здравствует Первое мая! Так что мне повезло с самого рождения: не Даздрапермой родился и не Трактором.

На экране — два фильма Долгина: «Хроники города Новосибирска» и «Игнатовы».

В 20-х годах любили снимать людей, — рассказывает Климентий Михайлович. — В 40–50-х общественное было важнее личного. 60-е годы — человек снова на первом месте, в 70-х — снимали в основном пейзажи, а сейчас… Я считаю, что в центре фильма должен быть все-таки человек. Я помню фильм «Мать» одного моего знакомого режиссера, в нем много ненормативной лексики, но, как ни странно, это совершенно не коробит — такова их жизнь. Это история о многодетной семье, где все матерятся между делом. Но режиссер сумел показать женщину, которая тянет на себе этих детей, любит их, как умеет… И все-таки я своим студентам не решаюсь показать этот фильм.

— Ваши фильмы даже называли антисоветскими и запрещали к показу?

— У меня есть «антисоветский» фильм — «Игнатовы». Хотя до сих пор не могу понять, в чем заключается вызов советскому строю. Этот фильм не советский и не антисоветский, он — о семье. В архивах лежал интересный сюжет — счастливая семья Игнатовых, двенадцать детей, шесть из них — герои-танкисты. Веселые, талантливые ребята. Каждый чем-нибудь увлечен, один — рисует, другой сочиняет стихи. Но уже прошло много лет, и мне стало интересно, как сложилась их судьба. К Игнатовым я ехал как репортер. Включил магнитофон и стал записывать все подряд. Это оказались закрытые, обиженные люди. Бедные, живущие на мизерные пенсии. Один из братьев-танкистов наотрез отказался сниматься, хотя мы его долго искали, даже подключили к поискам милицию. Но все напрасно. Оказалось, что после войны он случайно сбил человека, и его за это посадили в тюрьму. Как-то трагически сложилась судьба этой некогда прославленной семьи. А меня как-то вообще обвинили в «абстрактном гуманизме». Что такое абстрактный гуманизм? Гуманизм всегда конкретен. А люди все страдают одинаково, независимо от принадлежности к социальному слою. Задача режиссеров документального кино — вызывать сочувствие к другим людям, учить доброте. Когда студентам нужно показать примеры запрещенного кино, я показываю своих «Игнатовых».

Продлённый сеанс

— Есть ли будущее у документального кино?

— Будущее, безусловно, есть. Но меня смущает одно — то, что современный человек, используя все технические новинки, может практически самостоятельно снять фильм. У меня тоже была такая идея, я хотел снять кино про своих ровесников. Разыскал одноклассников, тех, кого еще можно было разыскать. Но быстро понял, что нельзя быть и режиссером, и оператором — это порочная идея. Бросил эту затею. Кому сейчас нужны старики… Или все-таки нужны? Ведь старики — это целая эпоха, пока еще живая история. Нам есть о чем рассказать молодежи.

— Чему вы учите своих студентов?

— Я даю студентам пленку, говорю, чтобы они сами сочинили сценарий. Разрешаю делать все что угодно, главное, чтобы я смотрел так, словно это я снял. И нахожу очень много талантливых ребят. Кстати, у нас снимается много замечательных фильмов, но все дело в том, что их негде показывать. Раньше документальные фильмы показывало телевидение. В советские времена был интересный опыт «продленных сеансов», когда люди приходили в кинотеатр и практически принудительно смотрели еще и документальный фильм. И, в общем-то, все были довольны. А сейчас, возможно, тоже нужно искать интересные пути решения.

— Цензура и сейчас не дремлет?

— В советские времена цензура была жесткой, но и сейчас она есть. Раньше помимо сюжетов снимали еще и летопись — более значительные события, менее значительные. Сейчас такие летописи никто не снимает. А жаль: летопись не позволяет многим событиям исчезнуть в небытии. Я снимал сюжет о балетной паре. У партнера тогда были длинные волосы, он меня все время спрашивал: «Когда же я уже смогу подстричься?» Он носил майку с надписью. По сценарию он «случайно» ронял свою партнершу, которая ничего об этом не знала и очень натурально пугалась. Мы долго снимали фильм, и когда наконец он был отснят, вдруг все заметили, что на герое — «неправильная» майка. Нас заставили переснимать некоторые сцены. Получилось так, что у партнера во время фильма периодически меняется длина волос.

— Наверное, благодаря современной технике фильмы снимать стало намного проще?

— Техника есть техника, она, конечно, помогает в работе, но главное, когда есть что сказать, передать внутренний мир человека, ведь это самое интересное. Кстати, для этого крупный план не всегда подходит. Документальное кино — это жизнь. Сейчас немного жестокое время, хотя…. Разные люди были, независимо от времени. Человек всегда должен оставаться человеком. Да, жестокость в нас присутствует всегда, даже в очень добром человеке, но кто-то умеет владеть собой, а кто-то дает волю своему внутреннему зверю. И это печально.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.