Многие режиссёры называют его своим учителем, но куда больше зрителей учились на его фильмах понимать жизнь
Климентий Долгин режиссер документального кино. Сейчас он живет в Москве, но и Новосибирск город ему не чужой: долгие годы Климентий Михайлович проработал на Новосибирском телевидении и даже преподавал в театральном училище пантомиму. А ведь все началось со специальности
Из Москвы Долгин специально прилетел в Новосибирск на творческую встречу со зрителями. В кинотеатре «Победа» с сентября по декабрь показывают знаковые российские фильмы:
20-х годов
Антисоветчик
Вы же знаете, что значит имя Ким? спрашивает режиссер у журналистов. Коммунистический интернационал молодежи. Когда я родился, в 1933 году, было принято называть детей патриотичными именами. Спасибо, что не Трактором назвали, а ведь могли, и такое случалось Я лично не встречался с Даздрапермами, но говорят, что девочек даже так называли от великой любви к Родине. Да здравствует Первое мая! Так что мне повезло с самого рождения: не Даздрапермой родился и не Трактором.
На экране два фильма Долгина: «Хроники города Новосибирска» и «Игнатовы».
Ваши фильмы даже называли антисоветскими и запрещали к показу?
У меня есть «антисоветский» фильм «Игнатовы». Хотя до сих пор не могу понять, в чем заключается вызов советскому строю. Этот фильм не советский и не антисоветский, он о семье. В архивах лежал интересный сюжет счастливая семья Игнатовых, двенадцать детей, шесть из них
Продлённый сеанс
Есть ли будущее у документального кино?
Будущее, безусловно, есть. Но меня смущает одно то, что современный человек, используя все технические новинки, может практически самостоятельно снять фильм. У меня тоже была такая идея, я хотел снять кино про своих ровесников. Разыскал одноклассников, тех, кого еще можно было разыскать. Но быстро понял, что нельзя быть и режиссером, и оператором это порочная идея. Бросил эту затею. Кому сейчас нужны старики
Чему вы учите своих студентов?
Я даю студентам пленку, говорю, чтобы они сами сочинили сценарий. Разрешаю делать все что угодно, главное, чтобы я смотрел так, словно это я снял. И нахожу очень много талантливых ребят. Кстати, у нас снимается много замечательных фильмов, но все дело в том, что их негде показывать. Раньше документальные фильмы показывало телевидение. В советские времена был интересный опыт «продленных сеансов», когда люди приходили в кинотеатр и практически принудительно смотрели еще и документальный фильм. И,
Цензура и сейчас не дремлет?
В советские времена цензура была жесткой, но и сейчас она есть. Раньше помимо сюжетов снимали еще и летопись более значительные события, менее значительные. Сейчас такие летописи никто не снимает. А жаль: летопись не позволяет многим событиям исчезнуть в небытии. Я снимал сюжет о балетной паре. У партнера тогда были длинные волосы, он меня все время спрашивал: «Когда же я уже смогу подстричься?» Он носил майку с надписью. По сценарию он «случайно» ронял свою партнершу, которая ничего об этом не знала и очень натурально пугалась. Мы долго снимали фильм, и когда наконец он был отснят, вдруг все заметили, что на герое «неправильная» майка. Нас заставили переснимать некоторые сцены. Получилось так, что у партнера во время фильма периодически меняется длина волос.
Наверное, благодаря современной технике фильмы снимать стало намного проще?
Техника есть техника, она, конечно, помогает в работе, но главное, когда есть что сказать, передать внутренний мир человека, ведь это самое интересное. Кстати, для этого крупный план не всегда подходит. Документальное кино это жизнь. Сейчас немного жестокое время, хотя
. Разные люди были, независимо от времени. Человек всегда должен оставаться человеком. Да, жестокость в нас присутствует всегда, даже в очень добром человеке,