Новосибирск 10.1 °C

Новосибирская опера за Полярным кругом, или В гостях у мамонтов

19.02.2001 00:00:00

 Ведущие солисты Новосибирской оперы Галина Яковлева, Ольга Обухова, Александр Лебедев, Александр Беляев и Степан Вах вернулись с оперного фестиваля в Норильске. За окном в городе вечной мерзлоты было -51, но залы полны, и, по признанию артистов, такого изъявления любви, восторга и благодарности, как за Полярным кругом, они не видели ни на одних зарубежных гастролях.

Ольга Обухова (меццо-сопрано): - Восторг от зала совершеннейший. Каждое слово, каждая буква, каждая черточка на лице играет в зал. Я видела эти лица, видела эти плачущие лица... Это дорогого стоит. Когда попала в ласковые глаза и руки этих людей, то назвала их для себя мамонтами, в хорошем смысле этого слова. Как им удалось сохранить такие глаза, такую чистоту, такие отношения? Водители уступают дорогу, мужчины пропускают вперед и подают руку, все улыбаются, все здороваются на улице. Не нужно ехать в Европу, нужно ехать в Норильск... Для них наш приезд - праздник. Как они готовятся, как они счастливы этим праздником. Подготовка начинается за полгода. «Теперь мы будем жить этим очень долго», - говорили нам при расставании.

Александр Беляев (тенор): - Норильская публика оперной музыкой не избалована. У них настолько чистая душа для восприятия. Последняя сцена в «Пиковой даме», когда Герман умирает и ему является видение Лизы: «Лиза, ты здесь?» - и вся публика туда повернулась... Я был поражен. Это же надо: как дети! Непосредственность реакции потрясающая.

***

На Норильском оперном фестивале наши артисты спели в трех спектаклях («Пиковая дама», «Царская невеста», «Кармен») - это были полноценные спектакли (с постановкой мизансцен, выходами, уходами, хором) только без оркестра, а в сопровождении двух роялей.

- Это не шокирует, - говорит Ольга Обухова. - Может показаться, что два рояля это несколько несерьезно. Но феноменальность зала в том, что когда звучат хорошие рояли в хорошей акустике, абсолютно нет ощущения отсутствия оркестра. Все очень взаимосвязано и гармонично. В исполнительском ансамбле все очень здорово. Хор слышен с любой точки. Задействован и детский хор. Исполнительский уровень великолепный. Мы тут себе целые программы придумываем, как привлечь детей к жанру оперы, а у них, пожалуйста, все в чистом виде. С малых лет все участвуют. И в зале полно детей, на треть самого разного возраста. Никто не хнычет, не выходит из зала, тем более поразительно, что все спектакли шли с одним антрактом.

Организатором оперного фестиваля в Норильске выступает колледж искусств. В концертном зале этой заполярной «Гнесинки» в миниатюре и проходят оперные сезоны. Акустика феноменальная, здание спроектировано с соблюдением всех классических акустических норм. Наши солисты все это по достоинству оценили и в один голос утверждают, что петь здесь - просто счастье.

Когда десять лет назад в колледже искусств все начиналось, то мыслилось всего лишь как сдача госэкзаменов для пианистов концертмейстерского класса. Но со временем затея переросла в грандиозное мероприятие с участием учеников колледжа в полноценных оперных спектаклях, где на главные роли приглашаются ведущие оперные солисты, и город в течение двух недель живет оперой.

Репетиционный период к Норильским оперным сезонам, как утверждают артисты, очень серьезный.

- В прошлом году готовил там партию Грязного, - делится впечатлениями Александр Лебедев (баритон). - Приезжаю сюда, мне говорят, что звонили из Большого, срочно надо петь Грязного, спектакль завтра. Я без раздумий собираюсь, еду в аэропорт, лечу ночь, на следующий день пою без репетиций, без спевки в Большом... Если бы не было норильской работы, ни за что бы не согласился.

***

Оценили наши солисты и плюсы работы на малой сцене.

Прежде всего, когда зритель близко, на зал играет не только голос, но и взгляд, мимика, жест. Восприятие совершенно иное. Да и на сцене при ее малых габаритах, между партнерами, как оказалось, возникают совсем иные отношения.

- У меня на «Царской невесте» было совершенно неожиданное ощущение, - делится впечатлениями Ольга Обухова. - Когда Любаша выходит к Грязному и признается, что отравила Марфу, я поворачиваюсь к Галине Геннадьевне (Галина Яковлева, сопрано, исполнительница роли Марфы. - «ВН»), вижу ее глаза - и у меня мороз по коже, мне так плохо: «Что же я сделала! Отравительница». Это один из счастливых моментов, когда забываешь, кто ты, и живешь только в образе, его ощущениями. Это счастье актера. И там я это пережила.

С другой стороны, малая сцена, где все крупным планом, обязывает от многого отказаться:

- Когда я Ольгу (Любашу) ножом резал, то, чтобы она здесь не упала, в кулису ее уводил, - говорит Александр Лебедев.

Нашим артистам еще предстоит испытать все прелести малой сцены на себе дома, когда Большой зал оперного закроется на ремонт (на сезоны 2002-2005 гг.), а спектакли будут идти на малой сцене. Вот тогда они и определятся окончательно, хороша ли малая сцена как экзотика или хороша вообще.

А пока они полны впечатлениями от поездки и планами на будущие Норильские оперные сезоны:

- Мы таким духом там напитались, - говорит Александр Лебедев. - У нас великая Россия, если мы сами ее не обустроим, то кто же ее обустроит? В Европе и без нас обойдутся, а тут мы просто необходимы.


Подписка на анонсы рубрики 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: