Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирская опера за Полярным кругом, или В гостях у мамонтов

19.02.2001
Ведущие солисты Новосибирской оперы Галина Яковлева, Ольга Обухова, Александр Лебедев, Александр Беляев и Степан Вах вернулись с оперного фестиваля в Норильске. За окном в городе вечной мерзлоты было -51, но залы полны, и, по признанию артистов, такого изъявления любви, восторга и благодарности, как за Полярным кругом, они не видели ни на одних зарубежных гастролях.

 Ведущие солисты Новосибирской оперы Галина Яковлева, Ольга Обухова, Александр Лебедев, Александр Беляев и Степан Вах вернулись с оперного фестиваля в Норильске. За окном в городе вечной мерзлоты было -51, но залы полны, и, по признанию артистов, такого изъявления любви, восторга и благодарности, как за Полярным кругом, они не видели ни на одних зарубежных гастролях.

Ольга Обухова (меццо-сопрано): - Восторг от зала совершеннейший. Каждое слово, каждая буква, каждая черточка на лице играет в зал. Я видела эти лица, видела эти плачущие лица... Это дорогого стоит. Когда попала в ласковые глаза и руки этих людей, то назвала их для себя мамонтами, в хорошем смысле этого слова. Как им удалось сохранить такие глаза, такую чистоту, такие отношения? Водители уступают дорогу, мужчины пропускают вперед и подают руку, все улыбаются, все здороваются на улице. Не нужно ехать в Европу, нужно ехать в Норильск... Для них наш приезд - праздник. Как они готовятся, как они счастливы этим праздником. Подготовка начинается за полгода. «Теперь мы будем жить этим очень долго», - говорили нам при расставании.

Александр Беляев (тенор): - Норильская публика оперной музыкой не избалована. У них настолько чистая душа для восприятия. Последняя сцена в «Пиковой даме», когда Герман умирает и ему является видение Лизы: «Лиза, ты здесь?» - и вся публика туда повернулась... Я был поражен. Это же надо: как дети! Непосредственность реакции потрясающая.

***

На Норильском оперном фестивале наши артисты спели в трех спектаклях («Пиковая дама», «Царская невеста», «Кармен») - это были полноценные спектакли (с постановкой мизансцен, выходами, уходами, хором) только без оркестра, а в сопровождении двух роялей.

- Это не шокирует, - говорит Ольга Обухова. - Может показаться, что два рояля это несколько несерьезно. Но феноменальность зала в том, что когда звучат хорошие рояли в хорошей акустике, абсолютно нет ощущения отсутствия оркестра. Все очень взаимосвязано и гармонично. В исполнительском ансамбле все очень здорово. Хор слышен с любой точки. Задействован и детский хор. Исполнительский уровень великолепный. Мы тут себе целые программы придумываем, как привлечь детей к жанру оперы, а у них, пожалуйста, все в чистом виде. С малых лет все участвуют. И в зале полно детей, на треть самого разного возраста. Никто не хнычет, не выходит из зала, тем более поразительно, что все спектакли шли с одним антрактом.

Организатором оперного фестиваля в Норильске выступает колледж искусств. В концертном зале этой заполярной «Гнесинки» в миниатюре и проходят оперные сезоны. Акустика феноменальная, здание спроектировано с соблюдением всех классических акустических норм. Наши солисты все это по достоинству оценили и в один голос утверждают, что петь здесь - просто счастье.

Когда десять лет назад в колледже искусств все начиналось, то мыслилось всего лишь как сдача госэкзаменов для пианистов концертмейстерского класса. Но со временем затея переросла в грандиозное мероприятие с участием учеников колледжа в полноценных оперных спектаклях, где на главные роли приглашаются ведущие оперные солисты, и город в течение двух недель живет оперой.

Репетиционный период к Норильским оперным сезонам, как утверждают артисты, очень серьезный.

- В прошлом году готовил там партию Грязного, - делится впечатлениями Александр Лебедев (баритон). - Приезжаю сюда, мне говорят, что звонили из Большого, срочно надо петь Грязного, спектакль завтра. Я без раздумий собираюсь, еду в аэропорт, лечу ночь, на следующий день пою без репетиций, без спевки в Большом... Если бы не было норильской работы, ни за что бы не согласился.

***

Оценили наши солисты и плюсы работы на малой сцене.

Прежде всего, когда зритель близко, на зал играет не только голос, но и взгляд, мимика, жест. Восприятие совершенно иное. Да и на сцене при ее малых габаритах, между партнерами, как оказалось, возникают совсем иные отношения.

- У меня на «Царской невесте» было совершенно неожиданное ощущение, - делится впечатлениями Ольга Обухова. - Когда Любаша выходит к Грязному и признается, что отравила Марфу, я поворачиваюсь к Галине Геннадьевне (Галина Яковлева, сопрано, исполнительница роли Марфы. - «ВН»), вижу ее глаза - и у меня мороз по коже, мне так плохо: «Что же я сделала! Отравительница». Это один из счастливых моментов, когда забываешь, кто ты, и живешь только в образе, его ощущениями. Это счастье актера. И там я это пережила.

С другой стороны, малая сцена, где все крупным планом, обязывает от многого отказаться:

- Когда я Ольгу (Любашу) ножом резал, то, чтобы она здесь не упала, в кулису ее уводил, - говорит Александр Лебедев.

Нашим артистам еще предстоит испытать все прелести малой сцены на себе дома, когда Большой зал оперного закроется на ремонт (на сезоны 2002-2005 гг.), а спектакли будут идти на малой сцене. Вот тогда они и определятся окончательно, хороша ли малая сцена как экзотика или хороша вообще.

А пока они полны впечатлениями от поездки и планами на будущие Норильские оперные сезоны:

- Мы таким духом там напитались, - говорит Александр Лебедев. - У нас великая Россия, если мы сами ее не обустроим, то кто же ее обустроит? В Европе и без нас обойдутся, а тут мы просто необходимы.


Подписка на анонсы рубрики 
Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Как известно, язык приспосабливается под запросы большинства его носителей. Накануне Дня славянской письменности редакция VN.ru изучила, какие новые словоформы появились в нашей речи с приходом эры интернета, и с чем это может быть связано. «Дружочек», «пивасик», «годовасик» и «человечек» - мы собрали слова, от которых начинается нервный тик.
Торжественное награждение финалистов областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года»-2019 второй раз прошло в Новосибирске. Лучшим воспитателем жюри признало музыкального руководителя Анну Петрову из детского сада №21 Новосибирска.

Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.