Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирская опера за Полярным кругом, или В гостях у мамонтов

19.02.2001
Ведущие солисты Новосибирской оперы Галина Яковлева, Ольга Обухова, Александр Лебедев, Александр Беляев и Степан Вах вернулись с оперного фестиваля в Норильске. За окном в городе вечной мерзлоты было -51, но залы полны, и, по признанию артистов, такого изъявления любви, восторга и благодарности, как за Полярным кругом, они не видели ни на одних зарубежных гастролях.

 Ведущие солисты Новосибирской оперы Галина Яковлева, Ольга Обухова, Александр Лебедев, Александр Беляев и Степан Вах вернулись с оперного фестиваля в Норильске. За окном в городе вечной мерзлоты было -51, но залы полны, и, по признанию артистов, такого изъявления любви, восторга и благодарности, как за Полярным кругом, они не видели ни на одних зарубежных гастролях.

Ольга Обухова (меццо-сопрано): - Восторг от зала совершеннейший. Каждое слово, каждая буква, каждая черточка на лице играет в зал. Я видела эти лица, видела эти плачущие лица... Это дорогого стоит. Когда попала в ласковые глаза и руки этих людей, то назвала их для себя мамонтами, в хорошем смысле этого слова. Как им удалось сохранить такие глаза, такую чистоту, такие отношения? Водители уступают дорогу, мужчины пропускают вперед и подают руку, все улыбаются, все здороваются на улице. Не нужно ехать в Европу, нужно ехать в Норильск... Для них наш приезд - праздник. Как они готовятся, как они счастливы этим праздником. Подготовка начинается за полгода. «Теперь мы будем жить этим очень долго», - говорили нам при расставании.

Александр Беляев (тенор): - Норильская публика оперной музыкой не избалована. У них настолько чистая душа для восприятия. Последняя сцена в «Пиковой даме», когда Герман умирает и ему является видение Лизы: «Лиза, ты здесь?» - и вся публика туда повернулась... Я был поражен. Это же надо: как дети! Непосредственность реакции потрясающая.

***

На Норильском оперном фестивале наши артисты спели в трех спектаклях («Пиковая дама», «Царская невеста», «Кармен») - это были полноценные спектакли (с постановкой мизансцен, выходами, уходами, хором) только без оркестра, а в сопровождении двух роялей.

- Это не шокирует, - говорит Ольга Обухова. - Может показаться, что два рояля это несколько несерьезно. Но феноменальность зала в том, что когда звучат хорошие рояли в хорошей акустике, абсолютно нет ощущения отсутствия оркестра. Все очень взаимосвязано и гармонично. В исполнительском ансамбле все очень здорово. Хор слышен с любой точки. Задействован и детский хор. Исполнительский уровень великолепный. Мы тут себе целые программы придумываем, как привлечь детей к жанру оперы, а у них, пожалуйста, все в чистом виде. С малых лет все участвуют. И в зале полно детей, на треть самого разного возраста. Никто не хнычет, не выходит из зала, тем более поразительно, что все спектакли шли с одним антрактом.

Организатором оперного фестиваля в Норильске выступает колледж искусств. В концертном зале этой заполярной «Гнесинки» в миниатюре и проходят оперные сезоны. Акустика феноменальная, здание спроектировано с соблюдением всех классических акустических норм. Наши солисты все это по достоинству оценили и в один голос утверждают, что петь здесь - просто счастье.

Когда десять лет назад в колледже искусств все начиналось, то мыслилось всего лишь как сдача госэкзаменов для пианистов концертмейстерского класса. Но со временем затея переросла в грандиозное мероприятие с участием учеников колледжа в полноценных оперных спектаклях, где на главные роли приглашаются ведущие оперные солисты, и город в течение двух недель живет оперой.

Репетиционный период к Норильским оперным сезонам, как утверждают артисты, очень серьезный.

- В прошлом году готовил там партию Грязного, - делится впечатлениями Александр Лебедев (баритон). - Приезжаю сюда, мне говорят, что звонили из Большого, срочно надо петь Грязного, спектакль завтра. Я без раздумий собираюсь, еду в аэропорт, лечу ночь, на следующий день пою без репетиций, без спевки в Большом... Если бы не было норильской работы, ни за что бы не согласился.

***

Оценили наши солисты и плюсы работы на малой сцене.

Прежде всего, когда зритель близко, на зал играет не только голос, но и взгляд, мимика, жест. Восприятие совершенно иное. Да и на сцене при ее малых габаритах, между партнерами, как оказалось, возникают совсем иные отношения.

- У меня на «Царской невесте» было совершенно неожиданное ощущение, - делится впечатлениями Ольга Обухова. - Когда Любаша выходит к Грязному и признается, что отравила Марфу, я поворачиваюсь к Галине Геннадьевне (Галина Яковлева, сопрано, исполнительница роли Марфы. - «ВН»), вижу ее глаза - и у меня мороз по коже, мне так плохо: «Что же я сделала! Отравительница». Это один из счастливых моментов, когда забываешь, кто ты, и живешь только в образе, его ощущениями. Это счастье актера. И там я это пережила.

С другой стороны, малая сцена, где все крупным планом, обязывает от многого отказаться:

- Когда я Ольгу (Любашу) ножом резал, то, чтобы она здесь не упала, в кулису ее уводил, - говорит Александр Лебедев.

Нашим артистам еще предстоит испытать все прелести малой сцены на себе дома, когда Большой зал оперного закроется на ремонт (на сезоны 2002-2005 гг.), а спектакли будут идти на малой сцене. Вот тогда они и определятся окончательно, хороша ли малая сцена как экзотика или хороша вообще.

А пока они полны впечатлениями от поездки и планами на будущие Норильские оперные сезоны:

- Мы таким духом там напитались, - говорит Александр Лебедев. - У нас великая Россия, если мы сами ее не обустроим, то кто же ее обустроит? В Европе и без нас обойдутся, а тут мы просто необходимы.


Подписка на анонсы рубрики 
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^