Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Книги стареют, а проходимцы вечны

2008-10-23

О старой вере и нечестных людях

18 сентября на странице «Вера. Надежда. Любовь» была опубликована статья «О чём звонит колокол», в которой было рассказано о возвращении в Россию старинной звонницы московского Свято-Данилова монастыря. Упоминался в статье и чудом сохранившийся уникальный иконостас Соловецкого монастыря, выкупить который из заграничной частной коллекции никак не удаётся. Говорилось и о том, как в печальное время первых лет советской власти многие православные святыни изымались, выкрадывались и, в конечном счёте, оседали в частных коллекциях, в большинстве случаев — зарубежных. И вот в нашу редакцию поступил совершенно неожиданный отклик…

Что мы знаем о расколе?

Обратившиеся в редакцию новосибирские староверы поблагодарили нашу газету за объективные публикации. Именно объективные, так как всяческих несуразиц и небылиц на старообрядческую тему публикуется немало. Помнят староверы и о нашей акции по поводу 100-летия Новосибирской старообрядческой общины — год назад «Вечёрка» поместила четырёхполосный вкладыш, посвящённый этому событию. А что касается вышеупомянутой статьи, то старообрядцев порадовало, что мы приоткрыли не многим известную историю разгрома царскими войсками Соловецкого монастыря — оплота старой веры.

Вот только фраза «когда же благочестивые воины зашли в церковь, чтобы помолиться после трудов праведных по искоренению ереси…», их слегка обидела. Какое благочестие может быть у воинов, которые жестоко истязали взятых в плен защитников монастыря, в том числе и духовных лиц? И почему «ереси»? Разве равноапостольные князья Владимир и Ольга, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и другие столпы русского православия, жившие до Никоновых реформ, были еретиками? Конечно, нет. Этими строками, завершающими рассказ о страшной расправе над беззащитными, автор статьи хотел подчеркнуть, насколько цинично обосновывались зверства, совершаемые над сторонниками старой веры. Проще всего объявить всех, не желающих мириться с новшествами, еретиками и дать зелёную улицу по их искоренению.

А что знают современники о Великом расколе, кроме того, что двуперстие сменилось на троеперстие? Ещё одна распространенная версия — дескать, исправили грамотные люди ошибки, накопившиеся за столетия при неоднократной переписке в богослужебных книгах, а закостеневший русский народ этого не принял. Как это происходило на самом деле, пишет в своей книге «Русское старообрядчество» Сергей Зеньковский: «В отдельных, очень редких, случаях эти перемены улучшили перевод или сделали более понятными и осмыслили тексты молитв и песнопений. Но в большинстве случаев они были не нужны и крайне спорны, так как обосновывались на более поздних греческих текстах, чем русские печатные издания. Для большинства прихожан и духовенства эти бесконечные перемены казались полной революцией в уставе. Прихожане не слышали привычных слов молитв, а духовенство, знавшее богослужение наизусть и произносившее в течение многих лет и десятилетий привычные слова и выражения, могло только с большим трудом переделать себя и свою память.

Не внося почти что никаких улучшений текста или порядка богослужения, все эти нововведения затрудняли службу духовенства, вносили хаос в церковную службу и, что было особенно опасно, подрывали веру прихожан в осмысленность, благочестие и правильность устава… Кроме того, после выхода нового Служебника оказалось, что отдельные его новые издания не сходятся между собой… так как неопытные и часто не очень серьёзно бравшиеся за свою работу правщики сами постоянно сбивались, путали и делали новые ошибки, которые были часто хуже прежних… Психологический эффект всей правки Служебника, к чему фактически и свелись все «реформы« Никона, был ужасен».

Как издаются книги новые

Тем, кто захочет узнать, насколько обоснованны вышеприведённые утверждения, можно порекомендовать книгу Бориса Кутузова «Церковная «реформа« XVII в. как идеологическая диверсия и национальная катастрофа», совсем недавно отпечатанную в Новосибирске барнаульским Фондом поддержки строительства храма Покрова. Автор — церковный историк и регент Спасского собора Адроникова монастыря Русской Православной Церкви Московской патриархии — написал монографию по истории русского Раскола. В книге с тщательно подобранными ссылками на бесспорные исторические источники красной нитью проходит мысль о политической причине церковной реформы XVII века — именно политической, а не богослужебной. Кстати, автор считает, что как таковой реформы и не было, поэтому принципиально закавычивает это слово.

Следующая содержательная часть книги отображена в словах православного подвижника начала ХХ века архиепископа Уфимского Андрея (князя Ухтомского): «Вся наша казённая полемика со старообрядцами всегда была сплошною клеветою на старообрядчество».

Немало страниц сравнительного текста посвящено бездумному переводу старых книг. Тут и явные тавтологии типа «пешешествовав» (шествовал пешком) вместо «шествовав», и усложнения понятий («здех» вместо «зданиих), и замена порядка слов в предложениях, приведшая к кощунственным трактовкам (примеры таких замен приводить просто страшно, но, слава Богу, к настоящему времени почти всё исправлено).

Книга Бориса Кутузова, несмотря на сложный материал, читается на одном дыхании. Приобрести её можно в старообрядческом храме в честь Рождества Богородицы, что недалеко от Заельцовского кладбища. Там же можно ознакомиться с другой только что изданной книгой — «Правда старой веры» Ивана Кириллова (переиздание книги, выпущенной в 1916 году). Это одна из лучших книг о старообрядчестве, из которой современный читатель может почерпнуть очень много интересного. В частности, узнает, что на Руси, оказывается, была инквизиция, которую учредил Синод по отношению к старообрядцам. В Москве сидел «протоинквизитор«, а в каждой епархии находился «провинциал-инквизитор». При Екатерине I эта структура с жутким названием была переименована в «раскольничью контору».

Как воруют книги старые

Отпечатанные в Новосибирске книги барнаульского фонда заняли достойное место в библиотеках сибирских старообрядцев — как известно, книга для староверов больше, чем книга. Это овеществлённая духовная связь со своими предками, в течение столетий бережно хранившими издания «неиспорченных» текстов, среди которых есть и рукописные. Вот эти древние рукописные книги и привлекают внимание не только специалистов, но и различного рода проходимцев. Оно и понятно — стоимость таких раритетов достигает нескольких сот тысяч рублей.

В нашем городе произошло несколько неприглядных историй, когда старообрядцы доверили внешне вполне добропорядочным людям уникальные древние книги из своих домашних библиотек и не получили их обратно. Взявшийся за журналистское расследование этих случаев ваш корреспондент даже не мог представить, что в одном из них столкнётся с беспредельной низостью, облечённой в милую улыбку и благочестивую внешность, и сам попадёт в расставленные сети. История эта пока не закончилась, и до вполне вероятного судебного разбирательства более подробно писать о ней пока не будем.

Самое печальное, что, столкнувшись с такой ситуацией, старообрядцы собираются разослать своим сибирским единоверцам письма с предупреждением быть осторожными со всеми, кто выказывает интерес к древним книгам. А это означает, что настоящие учёные, которые кропотливо собирают старинные книги и рукописи, столкнутся в научных командировках с непредвиденными трудностями. И всё из-за человека, полностью охарактеризовать поведение которого, к сожалению, не позволяет формат нашей страницы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
14.04.2021 Детифото
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год