Новосибирск 9.4 °C

Как погибал

15.01.2009 00:00:00

Просматривая эксплуатационный отчет Западно-Сибирского речного пароходства за 1944 год, я натолкнулся на краткую информацию об одной трагедии с большими человеческими и материальными жертвами — гибели парохода «Дзержинский».

«Крупнейшей аварией является пожар на пассажирском пароходе «Дзержинский«, который произошел в районе пристани Дубровино при следовании пассажирским рейсом из Александрово в Новосибирск. Пожар произошел в результате загорания деревянной надстройки третьего дека в районе дымовой трубы. Все деревянные части надстройки сгорели полностью через 20 минут. Из-за отсутствия надлежащей организации вахтенной службы и работ по тушению пожара очаг возгорания на судне локализован не был.

Основной причиной гибели людей и судна является отсутствие надлежащей дисциплины, растерянность комсостава парохода как в момент возникновения пожара, так и его тушения, а также нарушение правил перевозки опасных грузов и ослабление требований пожарной безопасности со стороны контролирующих организаций».

Эти скупые бюрократические строки о случившемся из эксплуатационного отчета не дают ясной картины о произошедшем.

Сегодня еще живы свидетели той страшной трагедии, разыгравшейся на пароходе «Дзержинский». Известный в пароходстве капитан Иван Ефимович Бурлаков в то время учился в Новосибирском речном техникуме и проходил практику на буксирном пароходе «Фурманов» в должности кормового матроса. Пароход был приписан к Бобровскому судоремонтному заводу (Барнаул), капитаном на нем был Иван Михайлович Савиных.

«Фурманов» шел в Новосибирск с баржами на буксире, груженными круглым лесом. На подходе к деревне Дубровино с него увидели столб черного дыма и услышали продолжительные тревожные гудки парохода. Было это 3 июля 1944 года около шести часов утра. День начинался ясный, солнечный. На «Фурманове» поняли, что что-то случилось. Капитан Савиных быстро отдал распоряжение срочно поставить баржи на якоря, и речники на полном ходу кинулись на помощь.

Выйдя из-за Дубровинского мыса, экипаж «Фурманова» увидел у яра в районе деревни Успенка горящий пароход. Объявили пожарную тревогу, запустили в работу пожарный насос на полную мощность. У горящего «Дзержинского» уже находился другой буксирный пароход, который тушил его. Напор в пожарных шлангах был такой, что их мотало в разные стороны, и брандспойт приходилось держать вдвоем. Не успели подойти к пароходу, как в воздух начали взлетать деревянные бочки с пихтовым маслом, которое разливалось и горело на поверхности воды. Надстройка стала обрушиваться и падать на пароход «Фурманов». Решили отойти. Река вокруг кишела барахтающимися в горящей воде людьми, прыгнувшими с «Дзержинского». Шлюпки не были спущены, спасались кто как может. При обрушении горящей надстройки части ее зацепили за тросик к паровому гудку, который продолжал тревожно гудеть, пока не сработал пар в котлах. Продолжала работать машина и вращались бортовые колеса. Пароход носом ткнулся в берег. За борт нельзя было прыгнуть — кругом огонь, и многие из пассажиров и команды, открыв колесные кожуха, бросались в работающие колеса.

В спасении людей участвовали жители деревни Дубровино, которые выехали на реку на своих лодках. Капитан парохода «Дзержинский» Иван Павлович Козьминых погиб, бросившись с капитанского мостика, объятого пламенем, за борт. Найти его не смогли.

В этом рейсе в трюме парохода ехали дети из одного приречного детдома. Они не смогли подняться наверх на главную палубу, так как лестница была объята пламенем. Некоторые пытались выйти через бортовые иллюминаторы, но застревали в них, обгорали и погибали. Все они затем были похоронены в сосняке у деревни Белоярка. Пожар еще долго продолжался в бункере, где догорали остатки дров и угля. Палуба накалилась докрасна. В одном из трюмов находился груз: мука, овес, мед в бочках, масло в ящиках. Все это перегрузили.

После окончания пожара пароход «Фурманов» привел корпус сгоревшего парохода к причалу Новосибирского речного порта. Строго было в то время — шла Великая Отечественная война. Расследованием произошедшей трагедии занимался военный трибунал.

В то время заведующей комнатой матери и ребенка на пароходе «Дзержинский» была Татьяна Макаровна Тимонина. Она тоже была очевидцем этой трагедии.

«В этом рейсе, — вспоминала она, — на пароход было погружено в Могочино 78 деревянных бочек пихтового масла, которые были размещены в пролетах, по периметру машинно-котельного отделения. Во время пожара бочки взрывались, взлетали вверх и продолжали гореть, масло разливалось по поверхности воды».

Это усугубило положение спасавшихся людей, которые оказались в воде. Капитан Козьминых сопротивлялся погрузке бочек с пихтовым маслом, но из пароходства настояли. По непроверенным данным, на пароходе в это время находилось более 300 пассажиров. Спастись удалось немногим. Под правым бортом пароход «Дзержинский» буксировал баржу с 700 кубометрами пиломатериала. Это тоже усугубило ситуацию.

Директором ресторана на пароходе в то время была Александра Иосифовна Убейволк, с ней был шестилетний сын Виктор. Вместе с ним она бросилась в воду, но спасти его не смогла.

Первый помощник капитана Николай Алексеевич Савиных после лечения в Томской больнице возвращался в Новосибирск. Жена его Агния Андреевна работала в пароходном ресторане официанткой. Размещались они в каюте второго дека, около дымовой трубы. Шестилетний сын Николай был в этом рейсе с ними и спал в каюте матери и ребенка. Он погиб.

Пожарные шланги и огнетушители на «Дзержинском» были в неисправном состоянии, шланги лопались. Пароход шел на угле, которого не хватило, чтобы дойти до Новосибирска. Производили подбункеровку дровами в Вятском Камешке. Для парохода это был второй рейс в 1944 году после ремонта, и он оказался последним. Предполагаемой причиной возгорания явилась недостаточная изоляция и вентиляция дымовой трубы котла в районе прохода ее через третий дек деревянной надстройки.

На расследование аварии в Дубровино срочно прибыла пароходская комиссия во главе с начальником Алексеем Васильевичем Николиным. Механиком на «Дзержинском» в то время был Николай Никитович Кузьминых. Он остался жив. Судил его военный трибунал. Приговорили к высшей мере наказания, но затем заменили на 10 лет тюремного заключения.

Пассажирский пароход «Дзержинский» — это бывший «Богатырь» из пароходства Евдокии Ивановны Мельниковой. Был построен на Воткинском заводе, собран в Тюмени в 1910–1911 годах. Переименован после революции. В 1943 году во время войны проходил капитально-восстановительный ремонт на Бобровском судоремонтном заводе (Барнаул) с полной заменой надстройки. Новая надстройка была выполнена по типу надстроек пароходов «Максим Горький» и «Иосиф Сталин», строившихся для канала Москва — Волга.

Мне довелось видеть это судно незадолго до трагедии летом 1944 года на ближней Парабельской пристани. Свежевыкрашенный, с новыми архитектурными образованиями, пароход «Дзержинский» привлекал к себе внимание, выглядел необычно по сравнению с другими судами. Никто и не предполагал тогда, что с ним может произойти такое. Печальная весть быстро дошла до Парабели. Многие семьи она затронула. Сегодня трудно восстановить имена погибших, но знаю, что погибла вместе с мальчиком ехавшая на пароходе врач из Парабельской больницы. Среди парабельцев долго ходила легенда о том, что один из пассажиров уже в пожилом возрасте вез двух коров на корме, отвязал их, столкнул в воду и с помощью их спасся, поскольку не умел плавать.

На протяжении многих веков с момента зарождения судоходства человеческая мысль была постоянно направлена на совершенствование конструкции судна, механизмов, приборов, противопожарную безопасность. Но и в наше время — век прогресса техники — радио, Интернет, телевидение постоянно приносят печальные сообщения о различных трагедиях на воде. Суда горят, взрываются, ломаются, сталкиваются, тонут. Причины гибели различны — от случайного попадания молнии, непотушенного окурка сигареты, замыкания электропроводки, ошибок судостроителей, нарушения правил пожарной безопасности. Причиной катастроф, к сожалению, становятся и сами люди, допустившие ошибку, как это произошло на пароходе «Дзержинский». Очевидно, при капитальном ремонте парохода была допущена ошибка с вентиляцией и изоляцией дымовой трубы парового котла в районе прохода ее через третий дек.

Я не претендую на полноту описания всей трагедии, но хотел донести до живущих сегодня то, что удалось собрать по крупицам из рассказов очевидцев. Время неумолимо и все дальше отодвигает от нас в прошлое трагедию, произошедшую у деревни Дубровино, и все труднее будет восполнить ее из рассказов о случившемся.

Люди игнорируют ошибки прошлого и продолжают постоянно наступать на те же самые грабли. Поучительно в этом смысле изречение Исаака Ньютона — великого математика всех времен и народов, сказанное им в одном из своих сочинений: «При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: