vn
Новосибирск -13.1 °C

Дети «без тормозов»

20.02.2009 00:00:00
Дети «без тормозов»
Каждый пятый ребёнок отличается гиперактивностью, которая мешает окружающим и усложняет его собственную жизнь.

Буян… под кушеткой

…Когда в кабинет педиатра зашли женщина и мальчик лет шести, врач сразу поняла, кто перед ней. Сорванец ни минуты не сидел спокойно: вертелся, шаркал ногами, брал со стола то скрепки, то ручки и, наконец, залез… под кушетку. И стал хитро выглядывать оттуда, как мышка из норки.

— Давно он такой? — сочувственно спросила доктор у матери непоседы.

— Всегда… — обреченно вздохнула женщина и попробовала приструнить свое чадо. Но ни окрики, ни дерганье за руки-за ноги не помогали его усмирить. Как шарик ртути, он сновал по кабинету, и успокоился только тогда, когда опытный врач включила музыку. Прозрачные переливы «Апреля» из «Времен года» Чайковского оказали поистине волшебное действие на мальчишку: он затих, прислонился к материнскому плечу и, казалось, отрешился от окружающего мира. Женщина удивленно смотрела на сына: она давно решила, что на него нет управы, а тут надо же…

История была обычной, заведующая педиатрическим отделением поликлиники детской больницы N 1 Ольга Коновалова слышала подобные не один раз. Мама парнишки чуть ли не до последнего дня беременности работала кладовщиком на складе, где стояли мат-перемат, табачный дым столбом, нередко слышался звон стаканов. Она тоже порой не отказывалась от спиртного — для скрепления дружбы с коллективом и снятия стрессов, которых у нее, как у материально-ответственного лица, всегда хватало. Ребенок родился горластый, дерганый, ночами не давал спать. А когда подрос, стал неугомонным, непослушным малышом — как говорят, дырку на месте вертел. Женщина тревожилась: скоро в первый класс, как же он будет учиться, высиживать школьные уроки?

Ольга Николаевна успокоила ее — дело поправимое. Надо пройти обследование у невролога (включающее электроэнцефалограмму, психофизиологические тесты), и, возможно, у психотерапевта. А потом — рекомендованное специалистами лечение.

Кстати, как говорится на сайте www.defectolog.ru, гиперактивным детям младшего возраста иногда рекомендуют воздействие слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальную микрополяризацию. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга. После такого лечения отмечается значительное снижение гиперактивности, невнимательности, импульсивности. Также при этом синдроме применяются рекомендованные неврологом ноотропные препараты, положительно влияющие на высшие функции головного мозга. Бесспорно, поведение ребенка может измениться, если ему своевременно помочь.

Но сначала надо разобраться во всех обстоятельствах. Поэтому доктор Коновалова поинтересовалась, какова психологическая обстановка дома у мальчика. Женщина призналась:

— Да он нас так выводит, что не захочешь, а согрешишь: то прикрикнешь, то подзатыльник дашь. А папа у нас психованный, так он, бывает, и за ремень возьмется. А потом сам и переживает, включит свой любимый «Рамштайн» — так, что стены дрожат, и курит, курит…

Доктор понимающе кивнула: состояние ребенка вполне объяснимо, многие причины на виду.

Таким родился?

Рассказывая мне эту типичную историю, заведующая педиатрическим отделением заметила, что подобных детей достаточно много. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, проявляется в течение первых семи лет жизни. У мальчиков он диагностируется в 2–3 раза чаще, чем у девочек. У подростков соотношение составляет уже 1:1. Как считают специалисты, основные причины этого нарушения — минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, а также дефекты воспитания. И начинается все это так…

По словам Ольги Коноваловой, около 100 процентов детей рождаются с нарушениями нервной системы. А они закладываются еще во время беременности матери, если женщина курит, пьет, недоедает, переживает сильные стрессы, страх. Влияет на мозг, нервную систему младенца и течение родов. Слишком быстрое или чрезмерно медленное разрешение от бремени, такие осложнения, как кислородное голодание плода, обвитие пуповины вокруг шеи, выход из родовых путей ножками вперед — все это может привести к последующим болезненным изменениям в организме маленького человечка.

Важен и непосредственный контакт с матерью: дети, которых кормят грудью, обычно более спокойные, улыбчивые, так как с первых дней жизни чувствуют себя защищенными и нужными, а искусственники, напротив, нервные, плаксивые, капризные.

По мнению Ольги Николаевны, очень велико значение правильной музыкотерапии. Маме во время беременности, новорожденному, а затем и малышу пойдет на пользу прослушивание спокойной классической музыки (Чайковского, Вивальди). Она оказывает умиротворяющее, расслабляющее действие, помогает воспитанию чувства прекрасного. Такой юный слушатель и в 7–10 лет будет с удовольствием воспринимать классические мелодии, любовь к которым он впитал буквально с молоком матери. Если же дома гремит «металл», тяжелый рок, то неустойчивая детская психика еще больше расшатывается, появляются ершистость, агрессивность.

Дает о себе знать и неправильное воспитание, социальные факторы — там, где часто происходят конфликты, где ребенок постоянно сталкивается с грубостью, недоброжелательной критикой, он обычно растет нервозным и «расторможенным». Не секрет, что такие дети, подростки нередко входят в группу риска по развитию алкоголизма, наркомании, в семь раз чаще других своих сверстников попадают в автомобильные катастрофы. Кроме того, в 40 процентах случаев у гиперактивных начинаются нервные тики, головные боли, нарушение мелкой моторики (движений) рук. Хорошо, если родители вовремя заметят эти отклонения и обратятся к врачам. Профессиональная помощь невролога и психотерапевта плюс терпение, внимание и любовь «перестроившихся» родных могут совершенно изменить ситуацию. Особенно при налаженном режиме дня, когда мальчик или девочка в определенное время ложатся спать и встают, едят, делают уроки, гуляют. Последнее очень важно: на свежем воздухе в мозг ребенка поступает больше кислорода, а это отражается на его самочувствии и, в конечном счете, на его умственном развитии, учебной работоспособности.

Приласкайте его — он успокоится

И все-таки наиболее часто к синдрому СДВГ приводят органические изменения — так думают многие специалисты, в том числе и семейный психолог Лариса Грачева. Она пояснила, чем бывают вызваны те самые минимальные мозговые дисфункции, из-за которых у детей возникает гиперактивность или заторможенность, неустойчивость психики, речевые проблемы. При осложненных родах младенца тянут и сдавливают, при этом нередко испытывает сжатие его голова с мягким родничком. А кесарево сечение с быстрым появлением на свет новорожденного вызывает сильнейший атмосферный удар, небезразличный для тканей и сосудов малыша. Также не лучший вариант — роды лежа, когда человечек своей головкой пробивает себе путь наружу, при этом может произойти подвывих шейных позвонков и другие нежелательные вещи. Как заметила Лариса Николаевна, согласно признанной мировой практике, гораздо физиологичнее освобождение от бремени сидя на корточках или в воду, так ребенок получает гораздо меньше повреждений. По медицинским данным, рожденные в воду дети более здоровые, спокойные, у них рано проявляются творческие способности. То есть, сделала вывод врач, как родился малыш, такой и будет его жизнь, в том числе и взрослая.

«Неправильные» младенцы, по наблюдению Ларисы Грачевой, впоследствии часто становятся гиперактивными детьми. Опытные педагоги и врачи распознают их уже на собеседовании, при поступлении ребят в первый класс. Такие непоседы все время меняют позы, сидя за столом, они не могут фиксировать внимание — смотрят то в окно, то по сторонам, грызут ручку, постоянно перебирают стопами. Конечно, им будет труднее учиться, чем обычным детям. Поэтому психолог советует учителям посадить таких вертунов на первую парту, спрашивать их тоже среди первых учеников (чтобы они не волновались), хвалить даже за маленький успех, поглаживать по плечу, смотреть на них ласково, с ободрением. При таком обращении ребенок буквально расцветает, успокаивается и становится внимательнее. Надо учесть, что ему трудно высидеть 45 минут, так что для него должны стать нормой короткие перерывы во время урока.

Лариса Николаевна также напомнила, что родителям надо обязательно записать таких детей в секции плавания, футбола, баскетбола или в танцевальную группу. У гиперактивных людей очень много энергии, которую можно и нужно использовать правильно. Кстати, из них получаются хорошие спортсмены-профессионалы и удачливые бизнесмены.

При большой удаче родителей, педагогов и врачей, проявивших колоссальное терпение для «исправления» непоседы, из него может вырасти и яркая творческая личность, и талантливый технарь. Дело в том, что у многих гиперов высокий интеллект и хорошая память.

Кроме таких ребят, есть еще педагогически запущенные дети, которым не повезло ни с родителями, ни с учителями, и они с малых лет знакомы с окриками, тычками, наказаниями. Со временем они перестают реагировать на агрессию взрослых и делают что хотят.

Еще одна беда — меркантильная атмосфера в семье. Если папа и мама говорят только о добывании денег, демонстрируют свое безмерное поклонение золотому тельцу, а не стараются вложить в душу потомка «чувства добрые», какие-то высокие идеалы, прочные нравственные устои, из ребенка вырастет их точная копия или что похуже.

Как отметила Лариса Грачева, дети с дефектами воспитания, да еще из финансово-озабоченных семей, нередко становятся циничными взрослыми, утонченными хамами. Иногда они в старших классах вдруг берутся за ум, начинают усердно учиться, но не потому, что им нужны знания, нет… Они стараются ради заветной цели — вырасти и получить «денежную специальность», побольше зарабатывать, купить коттедж, машину, дачу, обрести другие блага жизни.

Поэтому родителям, даже крутым коммерсантам, обеспокоенным только выручкой и прибылью, не стоит обсуждать в присутствии младшего поколения дела и демонстрировать свои пристрастия. Пусть дети развиваются в другом направлении, имеют другие интересы, стремления — может быть, у них способности совсем к иным занятиям. Зачем плодить своих клонов?

Но, по убеждению психолога, таких разумных и внимательных родителей не так уж много. Обычно все идет по упрощенному сценарию: яблочко от яблони недалеко падает.

Одна надежда, что гиперактивное, даже плохо воспитанное дитя (ведь у него же интеллект ого-го!) со временем само разберется в жизни и пойдет своей дорогой, ведомое светлой мечтой или хотя бы стремлением выразить свое творческое «Я».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: