Среди газетных ляпов, вызывавших сначала негодование редакторов, а потом ставших анекдотическими историями, запомнился мне тот, который имел принципиальный подтекст. Это когда один ретивый журналист дал своей статье заголовок «Не пропускайте талантливых». Хотя у него были совсем другие намерения, и он, видимо, хотел написать «Не упускайте талантливых», потому что его статья посвящалась поиску и отбору одаренных ребят.
Но многие русские глаголы и в этом проявляется величие нашего родного языка многозначны. Глаголы тоже бывают коварны. Так было и в этом ляпе: вместо того, чтобы защищать талантливых, автор, по сути, призывал к их запрету.
Однако сейчас, предполагаю, тот давний и веселый ляп в какой-то степени отражает нынешнюю ситуацию в стране и экономике. Особенно при подборе кадров. С одной стороны, повсюду вроде бы нужны квалифицированные и талантливые специалисты, а с другой только исполнительные и дисциплинированные. Талантливые чересчур на многое претендуют, они требовательные, склонны к несогласию и не спешат к одобрению того, что им предлагают. Они ценят свою индивидуальность, а между тем рынок предлагает сейчас прежде всего работу, для которой едва ли она нужна: строить дороги, убирать мусор, заниматься ремонтом квартир, словом, что-то носить, строгать, варить, убирать и т. д.
Дело в том, что инновационной экономики, для которой действительно потребуются талантливые люди, в России пока нет. Она еще нарождается. А талант, как говорится, простаивать не может. Его надо пестовать уже сегодня, то есть учить и поддерживать одаренных ребят, грубо говоря, впрок, в расчете уже на ближайшие годы, когда кризис будет наконец-то преодолен. Хотя правильный выбор делать очень трудно. Для этого надо не только тратиться и многое предусмотреть, но и самим «выборщикам» иметь высокую квалификацию. То есть учителям, социальным работникам, тренерам, институтским профессорам и даже отцам-командирам. Помню, что когда служил, толковые сержанты и старшины в нашем батальоне уверенно и успешно заменяли не только молодых лейтенантов, но нередко и старших офицеров.
По опыту знаю, что понять, кто есть кто и каким будет тот или иной молодой человек, задача не из простых. Я видел, как на заводах моей юности из невзрачных вроде бы парней делали станочников экстра-класса, которые гордились своей работой и выполняли ее не только по заданному чертежу, но еще и с искусством мастера. Так же неожиданно сперва для окружающих вырастали многие талантливые журналисты, артисты, художники, ученые. Если была подходящая среда и в ней внимание к молодежи, то начинающие специалисты словно преображались и расцветали. Потому что они были замечены и отмечены вовремя, а не с опозданием. И с индивидуальным и трепетным вниманием.
Сейчас все чаще говорится о необходимости индивидуализации образования. В подходе к молодым скопом, по одинаковым требованиям, своеобразие личности нередко утрачивается, индивидуальность то ли стирается, то ли
«зажимается», прячется. Не менее важно и профильное образование, когда отобранные учащиеся объединены общими интересами и целями.
Все это у нас в какой-то
степени было и раньше. Но нынешний рынок хочет отбирать тех и то, что ему нужно. Он не хочет гадать при выборе те они, молодые кадры, или не те. Пристроит он их к своим и региональным нуждам или это будет балласт, который придется сбрасывать. Выбор и отбор задача сейчас в меньшей степени личная. Куда важнее задачи государственные. Они определят судьбы людей и реализацию их способностей и индивидуальности.