Новосибирск 9.4 °C

Нормальный мужик

03.09.2009 00:00:00
Нормальный мужик
Отметил 60-летний юбилей главный инженер ООО «Восток» Анатолий Каратаев.

Пока мы с фотокорреспондентом добираемся до поселка Краснообск, где находится предприятие «Восток» — одно из восьми, входящих в ассоциацию «СибТрансСоцБытСервис», успеваем расспросить водителя о юбиляре: как относится к прессе? разговорчив ли? можно ли задавать «личные» вопросы?.. «Да нормальный он мужик», — коротко отвечает весьма словоохотливый до того водитель. И лишь пообщавшись с главным инженером «Востока» и познакомившись с некоторыми фактами его жизни, мы понимаем, насколько точно было то определение...

Факт биографии

Был в биографии Анатолия Каратаева один интересный момент. Еще совсем молодым человеком, во время службы в армии, он получил звание старшины. А позднее был награжден медалью «За воинскую доблесть». Старшина — самое высокое из званий, какое можно получить при срочной службе. И просто так, согласитесь, его не дают. Да и командовать отделением, а потом и взводом доверяют не каждому 19-летнему юноше.

— Не знаю, почему уж так получилось, — скромно комментирует тот давний случай Анатолий Петрович.

Все, в общем-то, понятно. Видимо, уже тогда обозначились главные черты его характера — ответственность и надежность, умение принимать решения и организовывать людей и, что немаловажно, находить с ними общий язык.

Армия, говорит он, вообще очень многое изменила в его жизни. До службы он успел получить профессию токаря в ГПТУ № 17 и почти год отработал расточником на заводе им. Ефремова. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы военкомат не направил расточника Каратаева на курсы водителей.

— С тех пор я и стал автомобилистом, — говорит он.

 В армии (служил он в Приморском крае) сначала был водителем, потом командовал автовзводом отдельного танкового батальона укрепленного района. После службы с автомобилями уже не расставался. Работал водителем в разных организациях города, год «шоферил» и был автослесарем на одной из автобаз в Узбекистане. К тому времени он уже успел заочно закончить автотранспортный техникум...

35 лет в автомобильном транспорте

С 1975 года он связал свою судьбу с автобазой Сибирского отделения ВАСХНИЛ. Точнее, автобазы тогда при отделении еще не существовало. Но был транспортный цех Объединенного управления производственно-эксплуатационных служб. Через год так называемое ОУПЭС разделилось на три самостоятельных подразделения — среди них и автотранспортное предприятие. На этом предприятии он прошел путь от водителя до старшего инженера. Через некоторое время перешел в ремонтную мастерскую: работал сначала мастером, потом старшим мастером и, наконец, начальником мастерской.

Вряд ли стоит объяснять, что такое начинать дело «с нуля» — будь то организация работы по безопасности движения или создание технической службы. И какую большую роль при начале любого дела играет человеческий фактор. В лучшие годы в автотранспортном предприятии отделения было до 300 единиц подвижного состава, причем разномарочного — 54 марки, модели и модификации. Перевозки были отлажены по всей Сибири. Сибирское отделение включало 13 краев и областей, начиная с Урала и заканчивая Дальним Востоком. При каждом институте тогда были свои опытно-производственные хозяйства, где научные разработки внедрялись на практике. Они также были обеспечены автотранспортом. И весь этот автопарк необходимо было поддерживать в хорошем техническом состоянии. Ремонтная мастерская под началом Каратаева со всеми возлагаемыми на нее задачами справлялась успешно.

В начале 80-х он уходит из ведомственного предприятия и посвящает семь лет пассажирскому транспорту. Работает сначала в ПАТП-10 — начальником автоколонны, начальником отдела технического контроля, потом в ПАТП-2 — заместителем директора по кадрам и социальным вопросам. Достаточно сказать, что ПАТП-10 в годы его работы с последних мест выходит на первое среди пассажирских предприятий города и области. В ПАТП-2 приходится практически полностью сменить специалистов на ведущих должностях, и в итоге оно поднимается на первое место в Кировском районе и на первое — второе места в городе и области. Комментарии, как говорится, излишни...

В 1991-м он вновь возвращается в родное автотранспортное предприятие, теперь уже не Всесоюзной, а Российской академии сельхознаук. И в течение тринадцати лет руководит транспортными перевозками... К тому времени он уже успевает заочно закончить институт народного хозяйства по экономической специальности.

Записей в трудовой книжке Анатолия Каратаева достаточно много. Но все они так или иначе связаны с повышением по службе и с назначением на более ответственные должности — будь то переход из одной службы в другую внутри одного предприятия или переход из одного предприятия в другое. «Охота к перемене мест» — не его черта, в этом единогласны все, кто с ним знаком. Человек он основательный, постоянный, за таким, как говорят, как за каменной стеной...

Но не работой единой жив человек. А как, интересуемся, он предпочитает отдыхать? Да на отдых, говорит, времени практически не остается:

— Если случаются свободные денечки, то — рыбалка, охота... На охоту, правда, выезжал всего раза три. На лося не ходил, на медведя не ходил (смеется), стреляли зайца, птицу, козочек... Времени на самом деле нет.

Семейный альбом

Вместе с главным инженером «Востока» рассматриваем старые, черно-белые снимки из семейного архива (мы попросили принести их к нашей встрече). Порой фотографии говорят о жизни человека красноречивее, чем самые увлекательные рассказы.

...С фотографии из далеких 60-х, из трогательной фигурной рамки смотрит совсем еще юный рядовой срочной службы Анатолий Каратаев... Возможно, именно это фото посылал он из армии своей будущей жене. Знакомы они с Альбиной Ивановной еще с первого класса (это ли не говорит о постоянстве натуры!).

— В школе, правда, друг друга не замечали. Интерес возник уже после. В армии стали переписываться. А когда пришел из армии — поженились...

Теперь старший из сыновей Каратаевых Евгений — специалист по компьютерной технике, программист. А младший, Петр, закончил строительный институт и теперь работает вместе с отцом на «Востоке». Их столы стоят рядом...

Маме Каратаева Клавдии Алексеевне 81-й год, она блокадница. С сыном они хорошо понимают друг друга.

Родился Анатолий Каратаев в селе Антоновка Коченевского района. Когда ему было четыре года, родители переехали в село Темново. В связи со строительством ГЭС село, как и многие другие села, попало под затопление. Получив подъемные, семья переехала на ОбьГЭС. Первое время, вспоминает, жили в землянке. Потом поставили домик. Мама до сих пор живет в том доме на ОбьГЭСе, где прошла вся ее жизнь, хотя сын и предлагал ей не раз переехать. ...

... Личных снимков, впрочем, не так много. Все больше «производственные». Вот фото 35-летней давности: Каратаев с ребятами из автобазы на привале. В 76-м, вспоминает, гнали легковые автомобили из Ульяновска... В следующем году также своим ходом везли ГАЗ-53 из Горького...

 А вот фотография примерно тех же лет с соревнований по многоборью. В свою бытность инженером по технике безопасности движения таких соревнований на автобазе с фигурным вождением, бросанием гранаты он организовал немало.

А вот и серия снимков из ПАТП... Незабываемое было время.

За воспоминаниями как-то сам собой возникает невеселый разговор о развале автомобильный отрасли. Общего автохозяйства в академии сегодня нет, каждый институт имеет свой транспорт, разработки сократились, научные сотрудники разъехались... Чувствуется, что дело, которому отдано 35 лет жизни, до сих пор не отпускает:

— Сейчас много говорят о безопасности движения, об аварийности на дорогах. Пытаются интенсивно бороться, привлекают силы Госавтоинспекции, создают комиссии на самом высоком уровне... А я скажу, что безопасность обеспечивалась в рамках хозяйства, которое имело оптимальные размеры и по количеству автомобилей, и по числу всякого рода специалистов. Каждый водитель обязательно проходил контроль, когда получал путевку через диспетчера. Механик ОТК смотрел, чтобы техническое состояние автотранспорта соответствовало нормам безопасности. Была четко отлажена система профилактического обслуживания... А что теперь? Теперь каждое небольшое предприятие имеет при себе и начальника транспортного цеха, и бухгалтера. А никакая

Госавтоинспекция не сможет справиться с той работой, которая проводилась в автохозяйстве.

Он и из автохозяйства ушел потому, что перевозки сократились и число заказов стало резко падать. Жизнь заставила искать иные направления деятельности. Так он и переквалифицировался из автомобилистов в строители.

Из автомобилистов в строители

Основное направление деятельности ассоциации «СибТрансСоцБытСервис» — строительство и автосервис. «Восток» выступает заказчиком строительных работ: находит финансы, подрядчика, контролирует, принимает... Чтобы не объяснять «на пальцах», чем именно занимается его предприятие, главный инженер предлагает проехать по основным объектам...

За последние годы при его непосредственном участии построены 36- и 167-квартирные дома. Идет подготовка к строительству еще одного жилого дома — 152-квартирного. Построена и введена в эксплуатацию 1-я очередь автомоечного комплекса: автомойка уже работает, в этом году будут открыты кафе и шиномонтажная мастерская. АЗС «КОЭТАН», мехмойку № 2 в ближайшее время планируется реконструировать... В планах также строительство комплекса автосервиса с многоярусной автопарковкой на 112 машиномест, станцией технического обслуживания и салоном по продажам. Под строительство автосервисного комплекса уже отведено два гектара земли. Кому, как не автомобилисту с 35-летним стажем, знать, чего хочет человек за рулем!

Кстати, и дом, где находится офис «Востока», тоже строили сами. Квартира Каратаевых находится в этом же доме, в том же подъезде, на четвертом этаже. А на шестом живет генеральный директор ассоциации Валентин Кацуба (с ним Каратаев работает вместе уже более трех десятков лет). В соседнем подъезде — и юридический консультант... Так что фигура речи «жить одной семьей» и «строить, как для себя», в ассоциации исполняется буквально.

Говорят, что настоящему мужчине, для того чтобы состояться, необходимо построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Фраза, затертая до дыр. Но этой истины еще никто не отменял. Домов Анатолий Каратаев уже построил много, сыновей у него два, а шесть лет назад появилась и любимая внучка Сашенька... Нормальный мужик! Что тут еще скажешь!..


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: