vn
Новосибирск -4.7 °C

Авось, небось и как-нибудь!

03.09.2009 00:00:00
Авось, небось  и как-нибудь!
Грустные размышления на ярмарке новосибирских производителей.

Много-много лет назад я получила памятный до сих пор урок. Наблюдая за моей безуспешной попыткой выполнить домашнее задание по домоводству — как можно быстрее вшить рукав кукольному платью, чтобы поскорее отправиться играть на улицу, мой дед, мягко забрав у меня из рук иголку с ниткой, произнес:

— Знаешь, почему никогда ничего нельзя делать спустя рукава, как-нибудь? Потому что потом, когда тебе на самом деле понадобится сделать все как можно лучше, ты уже не сможешь. У тебя ничего не получится, как бы ты ни старалась. Все, что делаешь — делай в полную силу и так хорошо, как только можешь. Для того, чтобы потом суметь делать самым наилучшим образом!

Многое забылось. А вот эта дедушкина нехитрая мудрость нет-нет да всплывет в памяти. И всегда по делу. Вот как в этот раз, во время посещения августовской ярмарки в Торговом центре «Горский». Посещения, к сожалению, грустного. Вызвавшего массу вопросов. Главный из которых: «Почему производителям ширпотреба, товаров легкой промышленности до такой степени наплевать на меня, покупателя? Им что, мои деньги не нужны? Или они так твердо уверены, что никуда покупатели не денутся, все равно купят все?»

Начну с того, что нигде, кроме как в зале товаров швейной фабрики Купино, продававшей подушки и одеяла из холлофайбера, не сумела увидеть обещанных низких цен от производителя. Цены были обычными, магазинными. Кое-где и повыше магазинных. Нет, понятно, что торговля нынче радует скидками, а производство, видно, решило ниже отпускной цены ни на шаг не отступать — под страхом расстрела! Невольно приходило на ум, что, в очередной раз доверившись рекламе, покупатели попались на лживую дудочку завлекаловки. Вроде бы даже не расстроилась, но осадок остался... В очередной раз... Еще раз... А вообще-то — сколько можно обещать и не делать?

Следующим неприятным сюрпризом оказалось отсутствие полного ассортимента, выпускаемого предприятием. Это когда представитель фабрики «Саквояж» то ли радостно, то ли смущенно говорит покупателям, которые грустно смотрят на десяток выставленных изделий, что денька через три им надо прийти. Вот тогда, дескать, будет образцов побольше, а пока вот недосуг было к открытию ярмарки привезти все, что фабрика производит.

Не суметь привезти и выставить товар к началу ярмарки? Обещать, что это произойдет только через три дня? Слушайте, а вообще-то вы продавать свои товары хотите или приехали так просто в торговый центр — рядом постоять? Замечу, что на вопрос, как идут дела у сибирского производителя кожгалантереи, услышала: «Все в порядке. Китая на рынках все меньше, наши новосибирские сумки покупают все больше!»

Честное слово, я очень рада. Дай Бог, всей нашей сибирской легкой промышленности много-много прибыли! Кстати, примерно треть торговцев ярмарки (производители постельного белья, чулочно-носочных изделий, пуховиков, пуховых изделий — уверенно говорили, что спрос после падения января-февраля не только восстановился, но даже немного возрос. Жаль только, что мне так и не удалось заметить на ярмарке интерес к себе как к потенциальному покупателю.

Если, конечно, не считать особой заботой о сибирском покупателе визг гармошки и громкое пение какой-то то псевдорусской народной песни перед входом на ярмарку. Что прямо-таки отбивало всякое желание зайти внутрь крыла торгового центра. Ведь не на базар люди шли! Не за мясом, капустой и рассадой! Привлекать горожан к покупкам в современном торговом центре народным пением под балалайку и гармошку — довольно странный способ увеличить продажи не топоров и удобрений, а верхней и спортивной одежды, трикотажа, головных уборов, сумок...

Замечу к слову, что единственным видом загородной одежды, представленной на ярмарке, были охотничье-рыболовные костюмы фабрики «Исток». По цене от 8 до 12 тысяч рублей за каждый. На мой вопрос продавцу, намного ли уменьшились их продажи во время кризиса, та ответила мне с улыбкой:

— Целевая группа покупателей этих костюмов — сравнительно небольшая, но стабильная. Это ведь мужчины! А они, сами понимаете, себе привыкли ни в чем не отказывать...

Именно в этот момент я почувствовала, что неуважительное и неграмотное отношение к покупателям на ярмарке имеет более глубокие гендерные корни, чем мне до того казалось. Действительно, если мужчин не надо стимулировать к покупкам — что им надо, они и так купят за любую цену, то объяснимо подобное отношение и к покупателям-женщинам. Если надо будет — пойдут и купят. Ради чего стараться? Собственно, об отсутствии в российской экономике рыночных отношений и конкуренции побывавшему на ярмарке объяснять было не нужно. Не было ни одного интересно оформленного стенда, ни одного яркого, необычного, бросающегося в глаза образца. Все как у всех. Главным брендом ярмарки был старый добрый советский девиз: «А для вас и так сойдет!»

И подойдя к трикотажным изделиям предприятия «Удачный выбор», за последние годы вместе с белорусским трикотажем заменившим практически полностью отсутствующие на рынке изделия фабрики «Сибирь», вновь убедилась в правоте этой мысли. Дело в том, что «Удачный выбор» все годы своего существования не занимался рекламой своих изделий, работая исключительно с оптовиками.

По-видимому, тратиться на рекламу, продвижение, раскрутку бренда фирма в прошлые и успешные годы не считала нужным. Прибылей и так хватало. Вот, может, теперь возьмутся? Начнут работать с покупательским спросом, будут проводить хотя бы мини-маркетинговые исследования. Лично я из всех выставленных образцов, при моей большой любви к трикотажу, не купила бы абсолютно ничего. Единственный понравившейся мне свитерок был на картинке бумажного буклета. И ни купить, ни заказать его было нельзя.

Да, конечно, по исследованиям экономистов, практически все предприятия России, включая базовые, не имеют долгосрочных планов, ограничиваясь рассмотрением перспектив не более чем на два года (одно это много говорит о реальном, а не декларируемом в прессе отношении к стабильности российской экономики предпринимательского класса). Отсутствие долгосрочных кредитов и высокие ставки в условиях ограничения денежной массы ограничивают количество и рост малых и средних предприятий легкой промышленности. Но верить в безнадежность ситуации почему-то все равно не хочется.

Да, наверное, и не нужно. Обойдя ярмарку-выставку до конца, увидела крошечный закуток когда-то невероятно востребованных трикотажных изделий фабрики «Сибирь». Фабрики с 75-летней историей, все годы перестройки влачившей жалкое существование.

Дело в том, что бывшие руководители предприятия, получив за копейки в собственность землю и все помещения «Сибири», в дальнейшем занимались исключительно получением ренты (по данным экономистов, все состояния России — это состояния от сдачи в аренду и продажу именно земель и недвижимости), развитием производства и своими работниками совсем не интересуясь. Денег ведь и без того хватает, так зачем? Понятно, что без нового оборудования, при необходимости оплаты высокой аренды в центре города, само предприятие и его работники никаких перспектив в принципе иметь не могли.

Тут вроде бы можно было поставить точку — сколько бывших успешных предприятий сейчас лежит в руинах. Если бы не событие, произошедшее буквально на днях. «Сибирь» купила владелец чулочно-носочной фабрики «L’assurens», в свое время ушедшая с фабрики «Сибирь» и буквально с нуля сумевшая начать и развить собственное дело. (Здесь нужно обязательно сказать и о том, что «L’assurens», по словам его директора Натальи Полуэктовой, сегодня, во время кризиса, никаких проблем не имеет, да и продажи у него не упали.) По слухам, новой владелице для того, чтобы фабрика «Сибирь», наконец, начала нормально работать, прежде всего, придется выстроить новые производственные помещения. Кроме кадров и устарелого оборудования, в «Сибири» не осталось ничего. Ну, разве что, может, еще долги по зарплате...

Одним словом, как всегда, успех и неуспех дела решает только человеческая личность и ее отношение к делу. Однако, как доказала прогулка по ярмарке, —понимание этой простой истины дальше деклараций пока не идет. Но, привыкнув работать вполсилы, смогут ли наши производители начать работать по-другому? Бо-ольшой вопрос...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: