Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Самый главный предмет

10.09.2009
Екатерина Варгасова
Самый главный предмет
ОБЖ в наших школах можно и нужно преподавать интересно.

Главный предмет в школьной программе — основы безопасности жизнедеятельности. Так считает преподаватель ОБЖ школы № 26 Калининского района Максим Козлов.

По образованию Максим Леонидович — учитель химии и биологии. Эти предметы он преподает уже больше 20 лет. Опыт ведения уроков ОБЖ учителя Козлова насчитывает десять лет, то есть с того момента, когда этот предмет только появился в школах.

Человек хрупок и уязвим

— Я как учитель биологии, очень хорошо представляю, насколько человек хрупок и уязвим перед природой и перед самим собой — своими изобретениями, которые, будучи призваны облегчать жизнь, нередко оборачиваются против человека, — объясняет Максим Козлов. — А ведь современный мир просто напичкан такими вот техническими изобретениями, порой выходящими из-под контроля; химическими веществами, созданными человеком ради изменения сознания, а на самом деле — ради саморазрушения. Задача всего общества и педагогов в первую очередь — научить детей противостоять как соблазнам и искушениям современного мира, так и техногенным факторам риска, поскольку они сопровождают буквально каждый наш шаг.

В 2008 году Максим Козлов создал элективный курс «Автономное существование человека в природных условиях». Сейчас курс апробирован и рекомендован к преподаванию в других школах.

Как объяснил Максим Леонидович, в своей программе он постарался объединить основы безопасности жизнедеятельности, некоторые техники здоровьесбережения и патриотическое воспитание: «Школьная программа составлена так, что основное внимание уделено предметам, по которым предусмотрена сдача Единого государственного экзамена. Остальные предметы негласно получили статус второстепенных. Таким темам, как патриотическое воспитание, общефизическая и военная подготовка, здоровьесбережение, отведены только внеклассные часы. На мой взгляд, это не совсем правильно».

В школе № 26 на уроках ОБЖ учатся не только надевать противогазы и накладывать медицинские шины. Ребята больше всего любят практические занятия, которые учитель ОБЖ проводит совместно с пожарными, военными, сотрудниками спасательных служб.

Пожар по программе

— Сегодня по программе в нашей школе — пожар, — так начинает Максим Леонидович один из уроков.

Ученики быстро и без паники эвакуируются по запасным выходам из здания учебного заведения. А под окнами уже стоят пожарные машины, огнеборцы в специальном обмундировании демонстрируют ребятам работу брандспойтов и огнетушителей, обучают их приемам первой помощи тем, кто получил ожоги или надышался угарным газом; объясняют, как вести себя в задымленном помещении и как потушить возгорание того или иного характера.

— Моя мечта — показать ребятам самую современную пожарную технику: выдвижные лестницы, другие приспособления для эвакуации. И чтобы дети могли по ним полазать. Вот это было бы им действительно интересно, — продолжает Максим Леонидович.

Элективный курс выживания человека в природных условиях включает изучение лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов, умение ориентироваться в пространстве без системы «Дубль ГИС» и GPS-навигаторов. В школе № 26 ребят учат даже, как правильно собрать рюкзак. Норматив подразумевает как время, за которое ученик должен успеть это сделать, так и качество сборки — вещи должны быть уложены аккуратно и правильно, а не затолканы как попало.

Как не стать жертвой

Впрочем, для жителя мегаполиса вероятность оказаться в одиночестве в лесу, где пригодятся знания о грибах и растениях, гораздо ниже, нежели вероятность, скажем, пострадать в ДТП.

Поэтому изучению правил поведения на дороге уделяется большое внимание. На занятия приходят сотрудники службы СПАС. Они учат школьников тому, как не стать жертвой, ну, а если уж такое случилось, как оказать помощь самому себе и тому, кто рядом.

Оружие массового поражения и средства спасения от него ученики № 26 изучают в ракетной дивизии в Пашино. Здесь же юноши-десятиклассники проходят военные сборы. Навыки обращения с огнестрельным оружием, знакомство с боевой техникой, принципы ведения боя и разведдействий — любимые темы уроков ОБЖ не только у парней, но и у девушек.

По убеждению Максима Козлова, начальная военная подготовка — это не только стрельба из «воздушки», сборка-разборка автомата Калашникова и надевание противогаза, но и патриотическое воспитание. Поэтому в 26-й школе часть уроков ОБЖ посвящено подготовке к всероссийской игре «Победа» (бывшая «Зарница») и несению вахты памяти на Посту № 1 у монумента Славы. Максим Леонидович, кстати, отметил, что новосибирский Пост № 1 занимает первое место среди патриотических воспитательных комплексов России.

Самое опасное оружие

— Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении и сбережении нации. И самое опасное оружие массового поражения для нас — алкоголь, никотин и наркотики, — считает учитель.

Один из уроков ОБЖ посвящен изучению химического состава сигарет и продуктов горения табака. Старшеклассники крепко задумываются, когда Максим Леонидович рассказывает им, что содержимое красивых и ярких пачек, для многих являющихся символом взрослости, независимости и моды, — это, оказывается, соли тяжелых металлов, свинец, ртуть, мышьяк, сажа, радиоактивные вещества. Стоит ли поглощать все это ради того, чтобы самим себе казаться «крутыми»? — такой вопрос после подобного урока задает уже не учитель, а ученики сами себе.

Максим Леонидович вспоминает, какое впечатление на ребят из младших классов произвела анатомическая выставка, где демонстрировались органы курящих людей.

— Современным детям бесполезно говорить, что капля никотина убивает лошадь, — уверен Максим Леонидович. — Они бросят курить только в том случае, если привычка к курению (так же, как употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ) в общественном сознании перейдет из разряда модных и престижных в некое неприличное действо, каковым и является по своей сути. В принципе, это уже происходит: в нормальном обществе (я не говорю о маргиналах) модно быть здоровыми, красивыми и преуспевающими, а молодежными кумирами становятся не исполнители блатного шансона и артисты, играющие роли в боевиках, а спортсмены и политики. Это радует.

Апофиз может не успеть

Телевидение, газеты и интернет делают не только благое дело по формированию «правильного» общественного сознания, но и вносят смятение в пытливые юные умы разного рода передачами про инопланетян и возможные вселенские катаклизмы. Редко какой урок ОБЖ обходится без вопросов учителю о том, что делать при встрече с инопланетными существами или как спасаться от метеорита Апофиз, который летает вокруг Земли и может упасть на наши головы.

Максим Козлов никогда не игнорирует подобные вопросы, ибо знает: то, к чему взрослые относятся с львиной долей скепсиса, подростки воспринимают всерьез. Преподаватель отвлекается от программы и рассказывает о космических службах Земли, которые бдят, чтобы мы могли спать спокойно; об ученых, которые изучают необъяснимые явления и изобретают способы, как им противостоять; о современном оружии, о доблестных военных, которые, вне всякого сомнения, победят любых инопланетян.

Учитель инопланетян не боится. Его тревожит другое: «Мы сами погубим себя без всякой атаки из космоса, если не научимся жить в гармонии с природой, с обществом и сами с собой. Если не поймем, что главное в жизни — это не успешно сданный ЕГЭ и не поступление в вуз, а нравственное, духовное и физическое здоровье нас с вами и наших детей. Вот почему я уверен, что школьный предмет, на котором будут преподавать эти истины, — самый основной и в школьной программе, и в жизненной программе каждого из нас».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
14.08.2020
Муниципальные учреждения, на базе которых размещались обсерваторы, возвращаются к работе в прежнем режиме. Об этом сообщает пресс-центр мэрии Новосибирска.
Традиционный слёт нудистов «Сибирские натур-встречи» прошёл на Боровских островах в Обском водохранилище. Обнаженным взрослым разрешили привести с собой детей, но запретили пить алкоголь и заниматься сексом.
Российский космонавт Иван Вагнер сфотографировал Новосибирск с борта Международной космической станции. Многие новосибирцы нашли на кадрах свой дом.
12.08.2020 Видео
Многодетным семьям Новосибирской области помогут собрать детей в школу. На эти цели уже направили более 14 миллиардов рублей. Какие пособия можно получить и что на них купить, выяснили корреспонденты ОТС.
Яростный спор о статусных школах Академгородка затеяли родители в интернете. Скептики уверяют, что устроить туда ребенка без блата и тугого кошелька порой невозможно, даже имея прописку по участку. Другие родители и директора школ убеждают: все по-честному. При этом цены на квартиры поблизости от школ заоблачны даже по меркам Верхней зоны. Обладатели хрущевок зачастую живут в более комфортных жилищах «на чёртовых куличках», откуда возят детей учиться.
Снегоотвал на Затулинке, который превратился в огромную свалку, ликвидировали. Муниципальные дорожники закончили все работы по вывозу отходов и отсыпке территории.

x^