Новосибирск 11 °C

О правде буквы «ё».

23.04.2009 00:00:00

Россия столько пережила в 20 веке, перейдя от православия к атеизму и обратно, от феодализма и капитализма к коммунизму и обратно, что порвалось множество нитей, связывающих нас с Россией Ярослава Мудрого, Сергия Радонежского и Льва Толстого. Настолько много, что встает вопрос, а остались ли эти нити вообще, и остался ли тот народ, который сейчас населяет эту землю, тем же народом (после коллективизации и нескольких войн вопрос не праздный).

Размышляя об этой связи времен, замечаешь, что по крайней мере одну непорванную нить проследить можно. В отличие от Западной Европы – наследницы Римской империи с ее культом права, в России отношение к закону было и остается очень своеобразным. И хотя мы взахлеб стараемся, как можем, копировать какие-то образцы западной жизни, включая рекламу и банковское дело, до европейского отношения к закону мы никак не двигаемся. Хотя законов пишем много. И здесь хочется обратиться к истории.

Про известного декабриста Лунина рассказывают, что по окончании каторжных работ его поселили в Урике (Иркутской губернии). Там он завел себе небольшую библиотеку, занимался, в свободное время ходил с рогатиной на медведя и всем, чем мог, помогал товарищам и новым приезжим. Иркутский губернатор, объезжавший губернию, посетил Лунина, Лунин показал ему 15 томов Свода законов и 25 дополнительных томов Полного собрания законов и еще небольшой французский Кодекс и сказал: «Вот, Ваше Превосходительство, посмотрите, какие смешные эти французы. Представьте, это у них только-то и есть законов. То ли дело у нас, как взглянет человек на эти сорок томов, как тут не уважать наше законодательство!»

Законов хватало. Но наши предки не всегда понимали, как эти законы применять и направляли всю эту законотворческую мощь на странные иногда вещи. Например, вот как выглядели некоторые дела – «Дело о потере неизвестно куда дома волостного правления и об изгрызении плана оного мышами», «Дело о потере двадцати двух казенных оброчных статей» (т.е. о потере пятнадцати кв. верст земли) и т.д. Поэтому, да еще и зная предвзятость суда и волокиту – конечно, не сразу можно найти нужное в сорока томах – предки наши судебную систему не уважали и старались всячески избежать встречи с ней. Больше полагались на совесть, которая живет чувством правды. Даже придумали поговорки вроде «закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло» или «хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили». Но совесть разным людям говорит разное. И про правду мы знаем, что она, как слон, которого щупают слепые, оказывается разной – и столбом, и тряпкой, и бочкой … Поэтому законов (а сейчас еще и юристов) становится все больше, но народ, насколько может, предпочитает с ними не встречаться. А если встречается, то предпочитает закон не выполнять, а обходить. Не уважает. Как и в прошлом, и в позапрошлом, и т.д. веках. Потому что живет по своей правде. Например, указал закон, что «ё» и «е» - разные буквы, и оказалось, что у супруга фамилия Семёнов, а у супруги – «Семенова». Закон четко говорит -  разные фамилии. И, значит, по закону они – чужие люди. А они продолжают по своей домашней правде вместе жить и вести общее хозяйство. Не понимают правды закона и в своем непонимании соблюдают вековые традиции.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: