Очередная сессия Совета депутатов города Новосибирска рассмотрела вопрос об установлении значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2010 год.
Данные значения учитывают особенности ведения бизнеса по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. От коэффициента К2 зависит величина налога, который платит предприниматель. Депутаты Совета депутатов считают, что в любом городе, а особенно в таком мегаполисе, как Новосибирск, малый и средний бизнес во многом определяет экономику города, и в период кризиса поддержка предпринимателям необходима. Основная форма такой помощи — снижение налогов.
По информации, предоставленной депутатам на сессии, коэффициенты, утверждаемые на 2010 год, ни уменьшились, ни увеличились по сравнению с текущим годом. Следует отметить, что в 2003—2004 годах значения коэффициента К2 определялись субъектами Российской Федерации. Право устанавливать значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 передано представительным органам местного самоуправления в 2006 году. В Новосибирске единый налог на вмененный доход введен решением городского Совета Новосибирска в октябре 2005 года. Данным решением также определены значения коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Более того, согласно Бюджетному кодексу 90% поступлений от единого налога на вмененный доход зачисляется в местный бюджет. Таким образом, за 2007 год в бюджет города поступило 923,8 миллиона рублей, за 2008 год — свыше 1,1 миллиарда рублей, что на 10,8% больше запланированной суммы. В то же время за первое полугодие 2009 года поступления составили 526,1 миллиона рублей. По словам специалистов, поскольку отмечается снижение темпов поступления данного налога в городской бюджет, уменьшение коэффициента К2 может привести к потерям городского бюджета, которые, по предварительным подсчетам, составят порядка 100—120 млн рублей.
Между тем в адрес депутатских комиссий регулярно поступают письма и обращения от предпринимателей с просьбой уменьшить налоговое бремя и пересмотреть величину коэффициента К2. За четыре года — с 2005 по 2009 — в Совет депутатов города Новосибирска поступило более 60 обращений по вопросу изменения установленных значений коэффициента базовой доходности К2. В 2009 году для отдельных видов деятельности установлены понижающие коэффициенты К2: от 0,01% — для организаций, оказывающих бытовые услуги, распространяющих социальную рекламу, до 0,9% — при розничной торговле садово-огородным инвентарем, кормами для животных, полиграфической продукцией и канцтоварами.
За снижение и на 2010 год выступали депутаты Совета депутатов на сессии. В ходе обсуждения вопроса, который планировалось принять сразу в двух чтениях, было решено отложить принятие решения во втором чтении, повторно рассмотреть в комиссиях с учетом всех поправок депутатов и вынести вопрос на следующую сессию Совета депутатов.
По мнению председателя Совета депутатов города Новосибирска Надежды Болтенко, эта проблема весьма неоднозначна:
— Вопрос очень важен для всех нас и политически, и экономически. Самое главное, что от нас его решения ждут предприниматели. А это не просто предприниматели, это, в первую очередь, жители Новосибирска. Поступило много предложений от депутатов изменить некоторые коэффициенты в сторону уменьшения, по этому вопросу продолжат работу профильные комиссии, возобновит деятельность специальная рабочая группа. Мы изучим опыт городов Сибирского региона и опыт других государств, постараемся быть более жизненными и объективными. В итоге мы постараемся прийти к общему мнению, что можно сделать в этой ситуации, чтобы и предпринимателям помочь, и минимизировать потери бюджета.
Мы благодарим предпринимателей за все их обращения и предложения. Именно благодаря их активности в Новосибирске появилась программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, периодически пересматривается коэффициент К2. Мы вместе учимся жить в новых для нас социально-экономических условиях. С предпринимателями мы ведем постоянный диалог, и за это время принято немало мер, в том числе антикризисных, поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Например, в 2009 году был сохранен размер арендной платы на уровне 2008 года, нам удалось добиться подвижек в сторону представителей бизнеса в вопросах реализации законодательства о преимущественном выкупе муниципальных помещений добросовестными предпринимателями.